Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Добрые сказки про Лилу

  Все выпуски  

Добрые сказки про Лилу. Заметки специалиста. 'Знание - сила'


«Знание – сила!»

Если мы услышим эту фразу на улице, у нас даже не закрадется сомнение в ее истинности. С детства мы слышали об этом и согласились: так считали наши родители – так считаем мы…

Но согласны ли мы жить со знаниями?

Каждый день, почти каждый миг нашей жизни мы используем знания: мы используем их в общении, догадываясь, примерно, чего ждать от собеседника и зная, чего мы хотим от него добиться. Мы используем наши знания, когда спим: мы спим на кроватях, под одеялами, а все это – результат развития знаний и умений людей. Мы используем знания, когда включаем телевизор – мы же должны были узнать и научиться обращению с пультом. А еще мы используем знания, когда планируем, фантазируем, разговариваем (мы ведь знаем язык!), ловим рыбу или моем посуду.

Столько знаний мы используем каждый день – дух захватывает, если подумать об этом!

Но… мы не думаем. Ведь использование этих знаний для нас стало само по себе уже незаметным, таким же незаметным и естественным, как фраза: «знание – сила».

Мы не задумываемся над ее содержанием. Мы не задумываемся над содержанием наших действий. Чаще всего, мы вообще мало задумываемся о том, что и зачем мы делаем, поскольку огромная часть нашей жизни приобретает автоматический характер, ограничивающийся привычными движениями, смыслами, набором задач, необходимых для каждодневного решения.

И для нас это, безусловно, так: повинуясь закону гомеостаза наша жизнь чаще течет по привычному руслу, в которое периодически вносятся какие-либо отклонения.

Но так ли это для наших детей?

Наши дети, на этот раз по закону развития, приобретают знания, учась у нас. Они считывают наши движения, не понимая их сути. И, если у них получается хорошо, мы их хвалим, поддерживаем или не ругаем (и то и другое действие носит характер стимула для закрепления нужной реакции, но в разных семейных системах). И ребенок понимает: хорошего повторения достаточно для того, чтоб все складывалось в жизни хорошо. И не задумывается над смыслом своих действий.

Так происходит обучение подражанием. Так закрепляются житейские знания и представления. Но обучается ли при этом ребенок думать?

Мне кажется этот вопрос риторическим. На мой взгляд – нет: он, как и мы, учится использовать предметы, а не понимать их функции. Он учится произносить привычные слова в привычных ситуациях, но даже не задумывается над их смыслом.

Ребенок просто живет так, как мы ему показываем и согласно тому, что мы в нем поддерживаем. А мы зачастую поддерживаем удобное поведение: без лишних вопросов и отвлечений, без разъяснений и пробуждения любопытства – проснется еще этот зверь страшный (любопытство), и потом ищи, куда его применить, время на него трать.

Но без любопытства, поддержанного у ребенка, мы получаем нелюбопытного ребенка, которому не интересно приобретать знания в исследовании, в поиске материала, удовлетворяющего любопытство. Мы получаем пользователя, но не человека, который думает. А потом удивляемся, почему ему ничего не интересно!

Все очень просто, уважаемые родители, потому, что в какой-то момент Вы потеряли свое любопытство. Оставили его где-то далеко, вместе с интересным делом, с интересными Вам людьми, книгами. Отказавшись от своей способности наблюдать и быть любознательными, лишили себя интереса к происходящему, к тому, что Вы делаете каждый день и что в нем может быть интересного.

И это вот – безлюбопытное состояние окружающих взрослых считывают дети. И повторяют.

А потом идут в школу и учатся повторять там (как до этого ходили в садик) и делают то же самое на работе, не имея даже своего увлечения: ведь, для того, чтоб появилось увлечение, нужно проявлять любопытство.  А они не умеют.

Ну, а без любопытства невозможно приобретения истинного знания – того, на основе которого позже возможно глубокое познание чего-либо, в том числе, и появление интереса в жизни. И без этого вот любопытства фраза «знание – сила» остается всего лишь привычной, знакомой с детства, фразой, теряющей свою актуальность потому, что применение ее непонятно.

Если Вы хотите, чтоб Ваш ребенок был знающим, а не только использующим, если у Вас нет желания постоянно объяснять ему, зачем делать уроки – подумайте, пока он еще маленький, что интересно Вам? Вспомните про свое любопытство и отправьтесь сами, или вместе с ребенком, в увлекательное исследование такой разнообразной и любопытной жизни. И тогда Ваше знание станет Вашей силой. А Ваш ребенок увидит не просто умелого, но увлеченного родителя, который понимает и знает, о чем он говорит, и рядом с которым интересно находиться.

Желаю Вам приятного путешествия!

 

Ваша команда,

Мир Лилу


В избранное