Здравствуйте, дорогие читатели!
Я получила письма от тех, кто записался на курс
"Эмоциональный Интеллект Вашего Ребенка" и многие из них
рассказали, что часто сталкиваются с беспричинным плачем
у детей, отказом слушать разумные доводы, криком, обидами
и страхами, которые ставят родителей в тупик, или
вызывают ответное раздражение.
Среди моих читателей есть и учителя начальных классов,
которые хотели бы получить новые инструменты для работы
с учениками. Все это я непременно учту, и постараюсь дать
то, что поможет Вам, Вашим детям и ученикам.
Но тренинг начнется лишь 6 сентября, а до того времени
многим родителям и их детям придется пережить одно очень
важное событие, которое мало кого оставляет равнодушным,
а именно: Первый День в Школе (для будущих первоклашек)
или Первый День в Новой Школе (для тех, кто перешел в новую
школу, или перевелся в другой класс).
Если эта тема для Вас актуальна, то читайте мою новую
публикацию о том, как помочь ребенку справиться с
тревогой и волнением перед первым днем в школе:
Первый день в Новой Школе. Тревоги ребенка.
Наверняка Вы уже сталкивались с подобной ситуацией, когда впервые пошли в детский сад, или на подготовительные курсы:
Сначала Ваша дочка страшно радовалась тому, что она уже такая
«большая», и что скоро будет ходить на подготовительные занятия, где
будут другие детки, и она будет рисовать новыми карандашами и красками, в
новых альбомах, которые ей купили, и она никуда не выходила без своего
нового ранца. Радости не было предела, и все было так волнующе и
интересно. И вот настал тот самый день. Вы собираетесь выходите из дома.
Ваша дочь сжимает Вашу руку и улыбается. По мере приближения к месту Вы
чувствуете, что дочь сжимает Вашу руку сильней и замедляет шаг, и
вдруг перед самыми дверьми она останавливается, из глаз брызгают слезы и
она, тянет Вас за руку, плача: «Мамочка, пойдем отсюда, я не хочу!»
Любые изменения в привычном порядке жизни дети переносят очень
эмоционально, и часто эти эмоции смешаны, дети не понимают их и поэтому
не могут с ними справится и лишь хотят избавиться от источника этих
эмоций, пытаясь вернуться в мир, где все понятно и предсказуемо.
Не все дети испытывают одинаковые эмоции, поскольку эмоции являются
реакцией на их мысли, а их мысли, установки и картина мира, в свою
очередь, в целом очень зависят от их окружения, родителей, бабушек,
дедушек и других людей, с которыми они регулярно общаются.
Предугадывая реакцию Вашего ребенка, понимая какие эмоции может
вызвать та или иная ситуация, заранее продумывая, как можно справится с
той или иной реакцией и развивая в детях способность выражать свои
эмоции конструктивно, Вы поможете им позитивней воспринимать перемены в
жизни, легче расширять зону комфорта, а значит достигать в будущем
больших успехов.
Эмоции, которые могут испытывать дети перед началом школьных занятий:
Беспокойство и Страх. Когда до первых занятий
остаются считанные дни или даже минуты, детей охватывает беспокойство и
страхи «А вдруг я не понравлюсь новым одноклассникам?» «А что, если меня
спросят о чем-нибудь, чего я не знаю?» «А вдруг учитель будет злым?» «А
вдруг я не найду туалет или описаюсь на уроке?»
Родители тоже волнуются: «Справится ли ребенок?» «Впишется ли в
коллектив?» «Сможет ли правильно себя вести?» и дети подспудно чувствуют
эти волнения и зачастую страхи детей являются «эхом» родительских
переживаний.
Грусть и уныние дети испытывают, потому что им
придется отказаться от того, что приносило ему радость, что было ему
приятно и комфортно: ему придется проводить довольно много времени
вдалеке от мамы, или других людей, которые о нем заботились. Его будет
расстраивать то, что придется отказаться от привычного распорядка дня;
если он ходил в детский сад — расстаться с прежним коллективом.
Гнев. Если ребенку не позволяют проявлять
беспокойство, страхи и грусть, они могут накапливаться, и проявляться
уже в другом обличье — в виде гнева, злости, агрессивности. Кроме того,
гнев может быть сам по себе вызван тем, что ребенка заставляют делать
то, что он не хочет или, наоборот, не разрешают делать то, что ему
нравится. Например, рисовать в тетрадях или вставать и ходить по классу
во время занятий.
Как можно помочь детям в этой ситуации?
Постарайтесь осознать что происходит с Вами и Вашим ребенком в данной ситуации, какие эмоции Вы испытываете.
Дайте себе и своему ребенку право на негативные эмоции.
Воспринимайте их не как нечто, чего нужно любой ценой избегать, а
как возможность поговорить о том, что беспокоит и лучше понять друг
друга.
Сопереживайте чувствам ребенка, покажите, что понимаете и принимаете его эмоции.
Назовите эмоции, которые испытывает ребенок, объясните их на доступном ребенку языке.
Помогите ребенку найти способ справиться с эмоциями или с неприятной ситуацией. Расскажите, как Вы поступаете, когда испытываете подобные чувства или приходится иметь дело со схожими проблемами.
Как это можно делать практически?
Ребенок: Мне не хочется идти в школу. Я там никого не знаю.
Вы: Мне кажется тебя очень беспокоит то, что ты
пойдешь скоро в школу. Расскажи мне, как ты себе представляешь свои
первые дни в школе?
Ребенок: Наверно, там будет много незнакомых мальчиков и девочек, и у них уже будут друзья. Никто не станет играть со мной.
Вы: Да, это было бы не очень приятно. Мне бы тоже не понравилось, если бы мне не с кем было играть.
Ребенок: Мне нравится играть с Юлей и Максом во дворе. Но они не пойдут в эту школу. И я не знаю никого из этой школы.
Вы: Наверно, тебе грустно от того, что теперь ты
будешь видеться с Юлей и Максимом реже, и ты беспокоишься о том, что не
знаешь никого в твоем новом классе. Как ты отнесешься к тому, чтобы мы
позвонили Юле и Максиму и договорились с ними, чтобы они приходили к нам
после школы, скажем, пару раз в неделю?
Ребенок: Классно!
Вы: Когда начнутся занятия, я мог бы узнать у
других родителей, кто из них живет неподалеку, и мы могли бы пригласить
их в парк погулять и познакомиться поближе. Думаю, многие другие твои
одноклассники тоже будут искать новых друзей.
Ребенок: А может они будут приходить к нам тоже иногда?
Вы: Да, отличная идея!
Помогая ребенку осознавать свои переживания и справляться с ними Вы
не только повысите эмоциональную осознанность ребенка и снизите уровень
тревожности, но и как следствие:
Укрепите его здоровье и способность сопротивляться инфекционным заболеваниям
Улучшите его социальные навыки взаимодействия с окружающими
Возрастет его способность учиться и общая успеваемость