К сожалению, совсем не редки случаи, когда дети, уже совсем не ученики
начальных классов так и не научились правильно складывать и все еще
считают на пальцах. Это так утомительно! Есть способ научиться делать
это раз и навсегда легко и правильно.
Детей часто просто зазубривают сложение чисел до 10, но так, как это
простая зубрежка, то они часто путаются, забывают и, как следствие,
страдают в дальнейшем, когда приходится изучать более сложные темы
математики.
Для того, чтобы никогда уже не путаться в сложении необходимо учить его с использованием логических моделей.
При таком подходе ребенок не просто знает, он понимает сложение,
чувствует его, и в дальнейшем, этот метод поможет ребенку логически,
отталкиваясь от сложения, понять и выучить вычитание, а далее и
умножение с делением.
Первое. Начните со сложения дублей: 1+1, 2+2, и т.д. до 12+12. Убедитесь, что ребенок выучил эти выражения наизусть, прежде чем приступать к следующему шагу.
Теперь возьмите следующие 12 выражений, которые «больше на один»
чем дубли: 1+2, 2+3 и так далее, до 12+13. Ответом всегда будет число,
которое на один больше сумма дублей, которые Ваш ребенок знает очень
хорошо. Пример: 7+8: так как 7+7=14, то на один больше будет 15.
Затем переходите на «дубли плюс 2»: 1+3, 2+4 и так далее до 11+13. Тут есть два пути:
Первый — прибавлять 2 к сумме дублей. Некоторым детям это нравится.
Второй способ можно назвать «пропущенный дубль»: заметьте,
что если занять единичку у большего числа, и прибавить ее к меньшему —
то мы снова получим дубль. Например: 6+8: занимаем единичку у 8 и
получаем 7, прибавляем эту единичку к 6 и снова получаем 7. А сколько
будет 7+7 ваш ребенок уже знает. Обратите его внимание на то, что 7 это
цифра, которая стоит между 6 и 8 в системе счета.
Итак, прибавление единицы — пустяк, прибавление 2 — тоже очень просто.
Прибавление 10: Попрактикуйтесь с простыми числами
от 10+1 до 10+9. Все что для этого нужно это записать цифру (ту, которую
вы хотите прибавить к десяти) и приписать к ней слева единичку.
Прибавление 9: Тоже самое, что и прибавление 10, но
на один меньше. Можно сначала отнять 1 из цифры, к которой прибавляем 9,
и потом приписать 1 слева:
8+9
8-1=7, дописываем 1 слева от 7, получаем 17.
Или так: сначала прибавить 8+10, а потом из 18 отнять 1 = 17.
Убедитесь, что ребенок умеет считать по два и понимает числовые блоки вплоть до 100. А умеет ли он считать по два, начиная с единицы
(нечетные)? Если нет, это очень важно. Покажите ему начальные нечетные
(1,3,5,7,9) и как они повторяются в каждом блоке десятков вплоть до 101.
Ну и последнее: Прибавление 4
Поскольку 4 это 2+2, а считать по два легко, просто «посчитай по два, дважды». А вот почему важно знать нечетные числа:
Пример: 37+4: считая по два это 39, 41. Не надо перегруппировок,
быстро и легко, любой человек может быстро считать по два в уме.
Это собственно, все приемы, которые нужны ученику для начала. Дальше
они сами находят свои собственные модели и запоминают результаты
выражений легко, потому что они чувствуют себя комфортно: если что-то
забыл, всегда можно легко и быстро посчитать еще раз.
Это всего лишь простой и быстрый старт, без претензий на подробный курс по сложению. Удачи!