Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа на кухне

  Все выпуски  

Обучение детей дома. Лучшие методики из лучших источников


Стоит ли начинать учить ребенка чтению до 5 лет и как это делать без давления?


Существует мнение, что начинать учить ребенка чтению и счету надо когда он созреет, ближе к школе, а до того времени заниматься с ним только разучиванием стишков, танцами, рисованием, лепкой и другими подобными вещами. Считается, что счет и чтение очень сложны для маленьких детей, что, когда придет время - научится. Да, конечно, научится. 

Но вопреки расхожему мнению о том, что не важно когда ребенок начнет читать, практика показывает : чем раньше ребенок познакомится с буквами и цифрами, тем легче он начнет читать, и с тем большим удовольствием он будет делать это в дальнейшем. Дети, которые постепенно знакомились с буквами с 1-2 лет и начали читать с 3-4, гораздо легче учатся чем сверстники, освоившие грамоту в 6-7 лет.  После 5 лет обучение чтению и счету идет гораздо сложнее, зачастую под давлением родителей и с явным или скрытым сопротивлением со стороны детей.

О чем стоит помнить приступая к обучению чтению и счету?

Самое важное - это не торопиться, сделать этот процесс как можно более естественным. Для начала окружите детей изображениями букв и цифр в самых разных формах, и пусть они будут на виду и привлекают внимание. Например, можно вырезать большие буквы и цифры из яркой бумаги, и наклеить на стены детской, купить одежду, посуду, игрушки, кубики и различные предметы обихода с изображениями букв - тут важно чтобы буквы были крупными, яркими и хорошо узнаваемыми. 

Можно вырезать объемные буквы, и подвешивать их, или просто давать играть, чтобы кроха изучал их форму не только глазками, но и пальчиками. Очень хорошо у нас шли буквы-печеньки - получалась вкусная учеба :)

Далее я расскажу про обучение азбуке, а в следующий раз - про счет.

Итак, окружив кроху буквами и цифрами, просто при каждом удобном случае показываем на ближайшую букву и произносим тот ЗВУК, которые она означает. Т.е. не Т называем не "тэ", а коротко и четко "т". Гласные - поём.

Не надо показывать много букв за раз - достаточно штук 5-10, и достаточно быстро - не более секунды на каждую, как бы мимоходом.  Лучше проводить такие ознакомительные сеансы почаще, чем подольше. Старайтесь разнообразить манеру подачи - можно шептать, громко называть, петь, играть с буковками в "ку-ку", брать в руки "говорящих кукол", которые здороваются с буквами, ищут их, спрашивают у вас как они называются. Можно на кухне складывать буковки из спичек и называть их. Можно лепить их из пластилина. Рисовать на подносе с рисом, водя пальчиком ребенка. Очень весело рисовать на темном подносе, покрытом мыльным слоем (густо намыленной губкой натираем поднос, и рисуем пальчиками). В общем - тут вы ограничены только вашей фантазией.

И, пожалуйста, обратите на это внимание, это важно(!) - НЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ ребенка - что он запомнил, а что нет. Будьте уверены - он запоминает. У него в головке все откладывается, и когда будет набрана критическая масса - он сам вам все расскажет и покажет!

Так же важно - не заставлять ребенка демонстрировать успехи перед людьми вне узкого круга семьи - ребенку будет не комфортно, это легко может отбить желание дальше заниматься.

Постепенно знание букв войдет в жизнь ребенка так же естественно, как знание о посуде на кухне и названия его любимых зверушек.

Кстати, наряду с отдельными буквами можно тут же, по соседству, размещать и слоги, и целые слова - и читать их так же, мимоходом. Очень нравится деткам игра - "давай найдем такую же":  возьмите отдельную букву (вырезанную или нарисованную на кусочке картона), которая есть в написанном крупными буквами слове, и поднося буковку по очереди к каждой букве слова сравниваем ее на предмет сходства: "где тут у нас вот такая же буковка М? Вот эта? Нет. Может вот эта? Нет, не похожа. А, вот она где!"  Ребенок должен получать удовольствие от занятий - ни в коем случае нельзя заниматься с ним, если вы устали, или у вас плохое настроение.

И еще раз - не торопитесь. У ребенка развитие идет скачками, он может долго копить информацию, переваривать ее и переосмысливать - Ваша задача вселить в него уверенность, что у него все получится, и создать для этого необходимые условия, и результаты обязательно появятся.


В избранное