Обучение детей дома. Лучшие методики из лучших источников
Стоит ли начинать учить ребенка чтению до 5 лет и как это делать без давления?
Существует
мнение, что начинать учить ребенка чтению и счету надо когда он
созреет, ближе к школе, а до того времени заниматься с ним только
разучиванием стишков, танцами, рисованием, лепкой и другими подобными
вещами. Считается, что счет и чтение очень сложны для маленьких детей,
что, когда придет время - научится. Да, конечно, научится.
Но
вопреки расхожему мнению о том, что не важно когда ребенок начнет
читать, практика показывает : чем раньше ребенок познакомится с буквами и
цифрами, тем легче он начнет читать, и с тем большим удовольствием он
будет делать это в дальнейшем. Дети, которые постепенно знакомились с
буквами с 1-2 лет и начали читать с 3-4, гораздо легче учатся чем
сверстники, освоившие грамоту в 6-7 лет. После 5 лет обучение чтению и
счету идет гораздо сложнее, зачастую под давлением родителей и с явным
или скрытым сопротивлением со стороны детей.
О чем стоит помнить приступая к обучению чтению и счету?
Самое
важное - это не торопиться, сделать этот процесс как можно более
естественным. Для начала окружите детей изображениями букв и цифр в
самых разных формах, и пусть они будут на виду и привлекают внимание.
Например, можно вырезать большие буквы и цифры из яркой бумаги, и
наклеить на стены детской, купить одежду, посуду, игрушки, кубики и
различные предметы обихода с изображениями букв - тут важно чтобы буквы
были крупными, яркими и хорошо узнаваемыми.
Можно
вырезать объемные буквы, и подвешивать их, или просто давать играть,
чтобы кроха изучал их форму не только глазками, но и пальчиками. Очень
хорошо у нас шли буквы-печеньки - получалась вкусная учеба :)
Далее я расскажу про обучение азбуке, а в следующий раз - про счет.
Итак,
окружив кроху буквами и цифрами, просто при каждом удобном случае
показываем на ближайшую букву и произносим тот ЗВУК, которые она
означает. Т.е. не Т называем не "тэ", а коротко и четко "т". Гласные -
поём.
Не
надо показывать много букв за раз - достаточно штук 5-10, и достаточно
быстро - не более секунды на каждую, как бы мимоходом. Лучше проводить
такие ознакомительные сеансы почаще, чем подольше. Старайтесь
разнообразить манеру подачи - можно шептать, громко называть, петь,
играть с буковками в "ку-ку", брать в руки "говорящих кукол", которые
здороваются с буквами, ищут их, спрашивают у вас как они называются.
Можно на кухне складывать буковки из спичек и называть их. Можно лепить
их из пластилина. Рисовать на подносе с рисом, водя пальчиком ребенка.
Очень весело рисовать на темном подносе, покрытом мыльным слоем (густо
намыленной губкой натираем поднос, и рисуем пальчиками). В общем - тут
вы ограничены только вашей фантазией.
И,
пожалуйста, обратите на это внимание, это важно(!) - НЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ
ребенка - что он запомнил, а что нет. Будьте уверены - он запоминает. У
него в головке все откладывается, и когда будет набрана критическая
масса - он сам вам все расскажет и покажет!
Так
же важно - не заставлять ребенка демонстрировать успехи перед людьми
вне узкого круга семьи - ребенку будет не комфортно, это легко может
отбить желание дальше заниматься.
Постепенно знание букв войдет в жизнь ребенка так же естественно, как знание о посуде на кухне и названия его любимых зверушек.
Кстати,
наряду с отдельными буквами можно тут же, по соседству, размещать и
слоги, и целые слова - и читать их так же, мимоходом. Очень нравится
деткам игра - "давай найдем такую же": возьмите отдельную букву
(вырезанную или нарисованную на кусочке картона), которая есть в
написанном крупными буквами слове, и поднося буковку по очереди к каждой
букве слова сравниваем ее на предмет сходства: "где тут у нас вот такая
же буковка М? Вот эта? Нет. Может вот эта? Нет, не похожа. А, вот она
где!" Ребенок должен получать удовольствие от занятий - ни в коем
случае нельзя заниматься с ним, если вы устали, или у вас плохое
настроение.
И
еще раз - не торопитесь. У ребенка развитие идет скачками, он может
долго копить информацию, переваривать ее и переосмысливать - Ваша задача
вселить в него уверенность, что у него все получится, и создать для
этого необходимые условия, и результаты обязательно появятся.