Довольно часто можно услышать от родителей, что они чувствуют, как их дети пытаются ими манипулировать. И такие фразы говорят мамы и папы двухлетних (!) детей. Из таких малышей могут вырасти очень умелые манипуляторы и переговорщики. Однако все это произойдет только в том случае, если образец манипулирования им преподали сами взрослые.
Дети не рождаются с навыками манипуляторов, они приобретают их со временем.
Как это происходит, спросите вы? Это происходит тогда, когда мы, взрослые, используем то, что в народном воспитании принято называть методом кнута и пряника – наказания и вознаграждения. Не стоит лукавить: все когда-то использовали этот весьма популярный метод. И, честно говоря, в краткосрочной перспективе кнут и пряник неплохо работают. Угроза наказания и вознаграждение могут дать результат, который нам нужен здесь и сейчас. Однако многие родители не понимают, что подобные методы воспитания могут
иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе.
Большинство детей не понимают, что их подкупают или им угрожают действием или бездействием. Они просто совершают поступки для того, чтобы заслужить награду или избежать того, чем им угрожали (угроза наказания). В идеале мы хотим, чтобы дети смогли вести себя так, чтобы нам не пришлось вмешиваться. Подкупая или угрожая, мы фактически уменьшаем вероятность того, что они будут копировать самостоятельное поведение. Фактически мы препятствуем
формированию ценностному поведению. Исследования показали, что дети теряют интерес к тем задачам, за которые они получают внешние вознаграждения.
Если кнут и пряник – часть вашего воспитательного арсенала, то вы могли бы задаться вопросом, что можно сделать, чтобы поощрить то поведение, которое вы бы хотели видеть. К счастью, есть несколько вариантов родительских методов, которые можно использовать вместо вознаграждения и наказания.
Сохраняйте спокойствие, рефлексируйте и
общайтесь
Первое, что необходимо делать в любых воспитательных моментах, – это сохранять спокойствие и общаться с ребенком. Многие родители могут тут же спросить: «Как я могу оставаться спокойным, когда он (она) делает все, чтобы вывести меня из равновесия. Я в таком гневе, что предложение сохранять спокойствие делает меня еще злее». Да, притворяться спокойным, когда вы сердитесь, невозможно, но это и не должно быть нашей целью. Признание своей
раздражительности без впадения в ярость – вот настоящая цель.
Вместо этого попробуйте использовать рефлексию как ключ к созданию вашего внутреннего спокойствия. Понимая или сопереживая тому, что ваш ребенок чувствует или испытывает, позволяет ему понимать собственные эмоции без необходимости изменять их. Вы даже можете поделиться своими чувствами с ребенком: «Я очень расстроена». Признавая чувства, вы убираете их со своего пути. «Чувствовать злость – это
нормально», — можете подумать вы, а затем двигаетесь дальше, чтобы принимать решения, основанные на том, что происходит, а не на том, что вы чувствуете. Покажите вашему ребенку, что вы услышали или поняли, что он чувствует, даже если это чувство кажется вам нелепым или смешным. Общение и тесная связь должны быть на первом месте в любом столкновении с вашим ребенком.