Идея свободного воспитания ребенка принадлежит французскому философу-просветителю Жан-Жаку Руссо. Вот, что он писал:
Как вы видите из цитаты, милые мамы, цель у него была благородной, а вот какое средство для достижения этой цели он выбрал, давайте попробуем разобраться. Прежде всего, хотелось бы отметить, что сторонниками свободного воспитания были А.Нейлл, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, Л.Н. Толстой и другие. Мы не будем анализировать особенности каждого из этих знаменитостей, а остановимся на общих принципах свободного воспитания.
Все авторы сходятся в том, что нельзя обучить ребенка тому, что не принесет ему удовольствия или пользу. Действительно: очень легко ребенка научить кататься на коньках и очень трудно приучить держать вилку в левой руке. Если же ваш ребенок неаккуратно встал на табуретку, то его и учить не надо тому, что это опасно.
А как же быть с темы знаниями и навыками, которые ребенку не несут явно выраженного удовольствия или пользы. В таких случаях вся надежда на воспитателя. Рассмотрим пример с той же вилкой: мотивировать ребенка держать вилку в левой руке, а нож в правой можно и нужно, прежде всего, показывая, что так удобнее кушать. Такой довод не всегда убедителен и его нужно подкрепить похвалами и дополнительной лаской. Т.е. ребенок получит удовольствие не как результат выполненного действия, но потому, что он это действие выполнил.
Если же речь идет о знаниях и навыках, которые ребенку понадобятся не сейчас, а в далеком будущем и, возможно, только во взрослой жизни, воспитатель должен пробудить интерес у своего воспитанника, желание искать и находить ответы на интересующие его вопросы. Например: почему трава зеленая, а цветы могут иметь самую различную окраску. Воспитатель должен находить интересные вопросы в окружающем мире, но не должен давать однозначных ответов на эти вопросы. Его задача подогревать любопытство ребенка, а удовлетворять свое любопытство ребенок должен сам. Такой способ дает возможность заложить очень прочный фундамент знаний и умений.
Еще один положительный и самый главный момент свободного воспитания заключается в том, что ребенок непроизвольно сосредотачивается на вопросах, которые наиболее близки складу его способностей. Происходит, как бы, естественный отбор той сферы деятельности, к которой предрасположен ребенок. Таким образом обеспечивается максимальный учет индивидуальных способностей.
Как видите, дорогие родители, свободное воспитание сулит большие успехи вашему ребенку, но ступив на путь такого воспитания, постарайтесь избежать таких наиболее распространенных ошибок:
– свободное воспитание ребенка — это не повод жалеть ребенка на каждом шагу.
Как вы поняли, уважаемые родители, свободное воспитание ребенка предполагает прямую встречу ребенка с реалиями и порой жестокими реалиями жизни. Вполне естественно, что у некоторых мам возникает вполне естественное желание облегчить жизнь своему малышу, помочь ему в решении каких-то проблем или просто пожалеть. А делать это категорически не рекомендуется потому, что ребенок сам должен познать все стороны жизни и сам должен сделать выводы.
– свободное воспитание ребенка — это не вседозволенность.
Свободное воспитание ребенка предполагает, что он сам, без посторонней помощи познает окружающий его мир и делает соответствующие выводы. Но лично я не думаю, что у родителей вызовет восторг способ познания мира, когда ребенок лупит палкой по оконным стеклам. Безусловно, при этом он получит массу информации и о стекле и о палке и о движении воздуха, но стоит ли овчинка выделки. Поэтому, дорогие родители, если вы решились на свободное воспитание вашего ребенка, то отделите свободу от вседозволенности.
– свободное воспитание ребенка — это ответственность за принятое решение.
Чудесно, когда ребенок с малых лет учится принимать решения, но надо еще сделать так, чтобы он за это решение готов был отвечать. Тот же пример с ребенком, который разбил окно палкой. Как в идеале должны развиваться события? Ребенок должен остаться в той же комнате, где разбито окно и прочувствовать, что без стекла жить неуютно. А после этого, из каких угодно подручных средств, изготовить заменитель стекла и закрепить его на окне. Вот это будет истинное свободное воспитание.
– свободное воспитание ребенка — это необходимость платить за содеянное.
И снова вернемся к тому примеру с разбитым окном: если ребенок разбил окно и остался в той же комнате, то велика вероятность того, что он, как минимум, простынет и у него будет болеть горло. Не думаю, что многие родители решатся на такой эксперимент, но он будет очень полезен и поучителен: если что-то сделал, то будь добр, плати за содеянное. Но все же, уважаемые родители, рекомендую вам придумать другой, более гуманный и безопасный способ донести эту мысль до вашего ребенка.
Мы с вами, уважаемые родители, вспомнили основные принципы свободного воспитания ребенка, но я бы не советовала вам спешить с выводами. Давайте еще вспомним, что такое во демократическое воспитания ребенка, а потом попробуем построить понятную для всех, приемлемую для каждой мамы, эффективную модель воспитания. Тому, кто не хочет пропустить интересную статью, советую оформить подписку.
Прежде чем говорить о трудовом воспитании ребенка, давайте, по сложившейся традиции, посмотрим определение этого термина в словарь терминов по общей и социальной педагогике:
Трудовое воспитание предполагает целый ряд этапов, но в этой статье хотелось бы остановится подробно только на одном: призвание детей к бытовому труду. Этот этап, как мне кажется, наиболее важный во всей системе трудового воспитания и его выполнение зависит только от родителей.
Шаг первый
Когда же надо приступать к трудовому воспитанию ребенка и с чего начать? Как мне кажется, начинать надо еще задолго до рождения малыша потому, что в трудовом воспитании, как нигде, важен личный пример и, вольно или невольно, ребенок будет копировать и ваши действия и ваш результат. Вот уж воистину: как не воспитывай ребенка, но он будет похож на вас. Так что трудовое воспитание вашего ребенка начинайте с себя и станьте такой, какой вы хотите видеть свою кручинушку.
Шаг второй
Следующее, что надо сделать для трудового воспитание ребенка, это обустроить его комнату или его уголок. Сделать все надо так, чтобы этот уголок радовал глаз был готов к тому моменту, когда ребенок сможет все видеть и, главное, чтобы там царил раз и навсегда установленные порядок. Навсегда, это перебор, но для каждой вещи должно быть определённое место и менять его если и можно, то только по уважительной причине. Например, купили новую игрушку и старую переставили в другое месть.
Шаг третий
Третий шаг по трудовому воспитания ребенка желательно делать, когда ребенокнаучится брать вещи. Это происходит месяца в три — четыре. С этого момента, милые мамы, я не советую вам самим давать ребенку ни соску ни какую бы то ни было игрушку. Надо показать где лежит соска, например, может быть, подвинуть или положить ее так, чтобы ребенок смог ее взять, но не более того. Пусть с этого возраста привыкает к тому, что все необходимое для себя он должен делать сам.
Шаг четвертый
Четвертый шаг по трудовому воспитанию ребенка можно и нужно делать в тот момент, когда ребенок начинает играться игрушками за пределами кроватки или манежа. Смысл его сводится к тому, что малыш должен сам и взять игрушку и сам положить ее на место. Безусловно, в первое время без помощи мамы он не обойдется, но это должна быть именно помощь: или достать игрушку, если она высоко, или подвинуть игрушки ближе к шкафчику, в который ребенок их складывает. В этот период особенно важно, чтобы ребенка не заваливали игрушками. Взял одну-две игрушки, поиграл, поставил и берет следующие.
Шаг пятый
Шаг пятый по трудовому воспитанию ребенка направлен на обучения вашего малыша самостоятельно одеваться. Вы, милые мамы, сами понимаете, что за один день этот шаг сделать невозможно, но надо приучать ребенка если не полностью одевать колготы, то хотя бы их подтягивать; если не одевать рубашечку, то хотя бы искать ручками рукава и т.д. Потихоньку, понемножку и ваш малыш научится все делать самостоятельно.
Шаг шестой
Шестой шаг по трудовому воспитанию ребенка неразрывно связан с его умением ходить и ходить уверенно. Это период полтора — два года. В этот период ребенокначинает учится убирать в комнате. Естественно, до самой уборки еще далеко, но вытереть свой шкафчик он уже в состоянии. Может он уже и подать маме тряпку или веник, переставить какие-то свои игрушки. Главное, чтобы ребенок участвовал в уборке от начала до конца. Сначала пользы от него будет мало, но пройдет год — другой, и маме уже делать будет нечего. Я понимаю, дорогие женщины, что вы и так загружены работой, а тут надо убирать в детской комнате да еще и с ребенком, что весьма непросто, особенно в первое время. Но поверьте, что ваши труды не пропадут даром и со временем вы вообще забудете об уборке в детской и не только.
Таких шагов у вас с вашим ребенком будут сотни и описать их все просто невозможно, поэтому я изложу основные принципы трудового воспитания вашего ребенка, а чему и когда обучать, вы сами, дорогие мамы, с легкостью определитесь.
Основные принципы трудового воспитания ребенка в семье
1. Предоставьте полный простор инициативе ребенка и старайтесь ее никогда не подавлять. То что малыш научится делать сам, отложится в его памяти намного надежнее.
2. Прежде чем просить ребенка что-то сделать, покажите как это надо делать и проверьте, усвоил ли он ваш урок. Может быть, эту операцию надо несколько раз сделать вместе, прежде чем он сможет ее выполнять самостоятельно.
3. Надо учитывать возраст ребенка и его способности для того, чтобы предложенное вами занятия были для него посильным.
4. Старайтесь любую работу превратить в интересную игру.
5. Объективно оценивайте сделанное ребенком, но не жалейте похвалы, когда она сделана хороши и будьте сдержаны, когда есть недостатки. Никогда не стоит винить самого ребенка в плохо выполненной работе, а вот качество и способ выполнения можно и нужно обсудить.
6. Учитывайте, что ребенок может удерживать внимание на одном и том же занятии минут 5 — 10, в зависимости от возраста, поэтому и работа его не должна длится больше этого времени без перерыва или без смены выполняемых операций.
7. Всячески поощряйте инициативу ребенка, не жалейте хороших слов для этого особенно, если она принесла положительные результаты.
8. Обязательно привлекайте ребенка к подготовке к торжественным событиям в семье, к подготовке к праздником и как можно чаще подчеркивайте, что его труд помог так весело провести время.
9. Будьте последовательны и старайтесь не сужать круг обязанностей ребенка, а наоборот — расширять его. Но и другая крайность (превратить ребенка в домработницу) ни к чему хорошему не приведет.
10. Последнее, но, пожалуй, самое главное: никогда не наказывайте ребенка трудом. Например: ты заработал тройку и за это вымой полы в кухне. Такими действиями вы можете свести на нет все ваши усилия.
Мы с вами, дорогие мамы, рассмотрели основные принципы и некоторые примеры трудового воспитания ребенка в семье. Не сомневаюсь, что ваши детки будут расти трудолюбивыми и не только смогут сами обслуживать себя, но и будут помогать маме. В следующей статье, мы рассмотрим еще один житейский пример воспитания. Кто не хочет пропустить интересную статью, может оформить подписку.