С вами я, мама Мила, и рассылка "Секреты заботливой мамы".
Друзья мои, сегодня у меня снова гостья! Замечательная, добрая и
внимательная мама и профессиональный психолог - Елена Пятницкая. К
началу учебного года у нас была интересная беседа о школе, а сегодня Елена расскажет нам, как бороться с негативными эмоциями. Елена, вам слово...
Все
мы – люди испытываем разные эмоции и далеко не все из них
положительные. Раздражение, злость, негодование, гнев – не такие уж и
редкие спутники семейной жизни. А как хочется мира и спокойствия в
семье! Этого хотят все члены семьи, но парадокс в том, что, несмотря на
обоюдные желания, мир и спокойствие зачастую становятся недостижимой
целью.
Так почему же настолько желаемая гармония в семье так сложно достижима?
Дело
в наших эмоциях! Мы не можем испытывать только позитивные эмоции, а
чувствовать сложные неприятные отрицательные эмоции нам очень даже
свойственно!
Желая не нагнетать конфликтов, многие решают для себя сдерживаться. Но, что же происходит с такими людьми?
Они
просто надуваются как «мыльный пузырь», вот-вот готовый взорваться. И
этот взрыв рано или поздно наступает и тогда всем вокруг будет совсем не
сладко.
Есть
еще такие «герои», которые «не взрываются», а просто постоянно «кипят
изнутри». Как правило, такие люди много уступают другим, не желая
накалять обстановку, часто молчат и многое недоговаривают (и это очень
сильно заметно всей семье), испытывая при этом раздражение и
недовольство, забывают о своих потребностях и болеют (психосоматические
заболевания далеко не редкость у таких «молчунов»).
Другими
словами, сдерживать свои эмоции – это совсем не выход! «А где же тогда
выход?» – спросите Вы. А выход в том, чтобы научиться выражать свои
эмоции «необидными» (мирными) для другого человека способами.
Научиться самим и научить этому своих детей!
В конце октября, на площадке социальной сети ВКонтакте в группе «Фишки воспитания»
прошел флешмоб «Хочу и ору! или как охладить детские эмоции». Вместе с
родителями мы искали способы, с помощью которых можно помочь ребенку
выразить свои эмоции и чувствовать себя спокойнее.
И
такие способы, на самом деле, очень простые! Мы просто играли со своими
детьми в полезные игры! Весь флешмоб состоял из пяти дней, в каждый из
которых мы использовали игры разной направленности, каждая из которых
по-своему помогала ребенку справиться со своими эмоциями.
Приведу лишь некоторые примеры, так как программа флешмоба была очень разнообразна.
Например,
в первый день родители отметили, что деткам очень понравилось выгонять
«детские упрямки» из подушки, мешочек для криков, а также игра «брось в
цель». Игра «Брось в цель» не только способна улучшить самочувствие
малыша, но и помогает собрать разбросанные игрушки (игрушки надо бросать
на небольшом расстоянии в специальный контейнер или просто тазик).
Игра «Мешочек криков"
Крики и визги для деток - способ справится с накопившимися эмоциями.
Когда малыш не в духе, пойдите ему на встречу и позвольте... покричать.
Только использовать для криков специальный "мешочек для криков".
Заведите
себе такой мешочек. Сделайте это вместе с ребенком, пусть мешочек
понравится ему. Пришейте к мешочку завязки, чтобы можно было "завязать"
все "кричалки". Обсудите с малышом правила игры: пока мешочек в руках -
можно кричать сколько угодно. Но, когда он опускает мешочек, то говорит
спокойно.
Во второй день мы изображали различных животных, и в игре работали со снятием напряжения в мышцах ребенка.
«Медвежата в берлоге»(игры на расслабление мышц тела) «Холодно - жарко»
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и малышам стало
холодно . Чтобы согреться, медвежата сжались в маленькие клубочки. Снова
потеплело. Медвежатам стало жарко и они раскрылись. И так несколько
раз, то дует ветер, то светит солнце.
Игра с шарфиком
Пришла медведица и раздала малышам воображаемые шарфики, чтобы они
больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали
шарфики на свои шейки. И проверили тепло ли шейкам: покрутили головой из
стороны в сторону.
Непрошенаягостья- пчелка
В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но
медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить
ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка
раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От
яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит:
все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить
нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали
ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз.
Отдых. Мама-медведица укладывает детишек спать, а медвежата, устроившись поудобнее, задремали. Взрослый предлагает медвежонку снова превратиться в ребенка. Психомышечная тренировка закончена.
В
третий день флешмоба мы осваивали рисунок для снятия напряжения и
выражения эмоций. Это была очень глубокая работа, дети рисовали свои
эмоции и во время работы освобождались от них.
«Нарисуй свое настроение»
Взрослый спрашивает у ребенка, какое у него сейчас настроение и просит
его нарисовать так, как малыш себе это представляет. Это может быть как
конкретное изображение, так и просто «размазня» с использованием красок
одного или нескольких цветов. Может быть так, что ребенок скажет «Я не
знаю как его нарисовать…». Тут можно начать с того, что спросить «А
какого цвета твое настроение сейчас?». А затем попросить просто начать
рисовать этим цветом. Например «Просто начти рисовать этим цветом, и ты
увидишь, как рисунок появится сам…». После того, как рисунок готов,
можно немного побеседовать с ребенком и спросить о том, что он
нарисовал. Можно также попросить малыша нарисовать то настроение, которое он хотел бы, чтобы у него было чаще всего.
Четвертый
день снова был активным, мы снова играли в подвижные игры: кидали
мячики, шалили и даже понарошку дрались. Малышам понравилось! Кое-кто
даже жаловался, что ребенка очень трудно остановить. А кто-то писал «Не
знаю как ребенку, а мне помогло…».
«Добрые-злые кошки»
Для этой игры понадобится обруч или иными средствами, нарисованный на
земле или полу круг. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться
«превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу взрослого
превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из
«волшебного круга» выходить нельзя. Ребенок, изображающий кошку, делает
все более «злые» движения. По повторному сигналу взрослого «превращения»
заканчиваются, и кошка превращается в додрую и выходит из круга.
Заключительный, пятый
день флешмоба мы закончили спокойными играми с водой, сыпучими и
пластичными материалами. Это был самый творческий из всех дней. Причем
работа велась исключительно с естественными, природными материалами, и в
каждой из семей-участников флешмоба появилось по несколько новых
детских шедевров!
Игры с песком, горохом, манкой и т.д.
- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); -
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами
ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться
найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко,
дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
- пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно
правой и левой руками, после — одновременно (сначала только
указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец —
мизинчиком); - просеивание (горох, манка, сито); - пересыпание (перекладывание, перебирание) круп - прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
Вот так простые детские игры могут помочь малышу выразить свои эмоции!
Детям – играть! А что же делать нам – взрослым? Как нам выражать свои эмоции? Что делать, чтобы чувствовать себя спокойнее?
Ответ на этот вопрос не так-то прост! Играть – недостаточно.
Важно
понимать, откуда на самом деле берутся негативные эмоции, как можно
снизить их поток, что делать, когда эмоции нахлынули и как ими
управлять.