Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало
- домашняя логика родителей. Поэтому часто в руках деток кухонный
предмет превращается в музыкальный инструмент, домашнее животное - на
мягкую игрушку, а родительский гаджет (телефон, планшет, компьютер)
тестируется на прочность разными частями тела детей...
Выбирая ребенку игрушки в магазине, родители, прежде всего, руководствуются собственными взглядами. Покупают большие мягкие игрушки, разноцветные музыкальные инструменты или машинки на дистанционном управлении
- то, чего самим не хватало в детстве, или покупают то, на что
указывают пальцем дети. Потом же удивляются, почему игрушку, которая
светится всеми цветами радуги и громко выигрывает веселыми мелодиями,
ребенок через день бросает куда-нибудь в дальний угол комнаты.
При этом родители забывают о главной цели игрушки - познание и развитие возможностей ребенка: логики, сенсорных ощущений, моторики.
- Недавно наблюдала за мамой и 4 - месячным
ребенком, - продолжает детский невролог. - Мать барабанила погремушкой
перед малышом, при этом размышляя о чем-то своем. Ребенок, через 5 мин
начал кричать не своим голосом, потому что просто хотел взять эту
игрушку в руки. Это физиология ребенка: я вижу игрушку,
хочу ее взять и засунуть в рот. В возрасте до 1 года дети должны
принимать игрушки в рот, потому что это их развивает, это стимулирует
мышцы рта, это формирует завершенность действия. А родители наоборот
забирают игрушку. Просто поймите: если нет завершенного действия, то интерес к игрушке пропадает.
Игры должны быть этапными. И
особенно это имеет большое значение для детей до года, когда ребенок
учится от рефлексов переходить к осознанным действиям, ведь все
«взрослые» ощущения мы формируем на протяжении первого года жизни.
СОРТЕРЫ, ЧТО ЭТО? Этот англицизм прочно вошел в нашу жизнь. В переводе sorter означает
- сортировщик. Сортерами называют игрушки, суть которых заключается в
сортировке предметов по определенным признакам: цвету, форме или
размеру. Старые дедовские кубики, пирамидки и матрешки также являются
примерами сортеров.
Лариса Яковлева рассказала, какие именно игрушки предлагать младенцам:
- Чтобы ускорить заинтересованность первыми игрушками, за рубежом их делают контрастными: черно-белыми, черно-желтыми. В Украине таких почти нет. Мы их используем при Бобат-тарепии
для детей со сложными отклонениями центральной нервной системы. Но
здоровым младенцам такая контрастность тоже полезна, потому как она
увеличивает интерес, формирует внимание, работу глаз. Также до 3-х
месяцев можно вкладывать предметы в руки - кольца, в которых есть
стимуляторы, выпуклости. Это могут быть мамины бусы, которые тоже
стимулируют руку, потому что в этот период ребенок должен взять предмет и
захотеть его удержать. У ребенка только формируются ощущения, он
получает кучу сигналов и раздражителей. И эта информация с возрастом
должна пройти через ребенка, как через сито, оставляя полезные навыки.