Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н.


Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н.

Как и обещала, в этом выпуске мы знакомимся с новой методикой работы с неговорящими детьми. Это "Методика формирования языковой системы" (МФЯС), разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной.

На личном сайте логопеда вы сможете найти описание сути методики, а также много практического материала, вебинаров для логопедов, размышлений Тамары Никифоровны о логопедической работе.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что часто логопеды в массе своей не представляют, с чем нужно работать в том случае, если перед ними предстаёт ребёнок с алалией.  

Логопеды, как правило, ориентированы на формирование речевой системы, а необходимо  - прежде всего в случае  с алалией - формировать языковую систему.

В своих размышлениях о речевых и языковых явлениях Тамара Никифоровна говорит: "Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов."

"Всего существует 4 кода: лексический, фонологический, грамматический и синтаксический. Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления." 

Подробнее о кодах можно узнать, посмотрев вебинар 

За последние 8-10 лет  появились методики отработки лексического кода. 

Как раз методики по формированию двух последних - грамматического и синтаксического - языковых кодов пока недостаточно разработаны.

Суть МФЯС можно понять, изучив материалы сайта, а также просмотрев первые 3 занятия по этой методике.

Основной стержень МФЯС - опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов.

Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код.

Фонологический код в норме формируется к 3 годам. Параллельно формируются все остальные коды.

Лексический код - система ассоциаций, основанная на классификации и категоризации объектов мира. Овладение лексическим кодом показатель мыслительной деятельности.

Далее идёт параллельное овладение грамматическим кодом, системой морфем, которые зависят от количества, пространства (падежи и предлоги) и времени.

И самый последний код - синтаксический, формирование фразы и переход к связной речи. Зарождение любой фразы начинается с глагола, поэтому глаголу в логопедической работе необходимо уделять самое пристальное внимание.

Автор программы говорит, что овладеть этой методикой может и заинтересованный родитель.  На вебинарах,  подписаться на которые можно на сайте, даются подробные конспекты занятий. Цена за 12 занятий, в которых можно получить 20 конспектов по работе с неговорящими и по формированию слоговой структуры, составляет 3 тыс. рублей. Цена может быть в любой момент изменена.

Все подробности по записи на вебинары смотрите в специальном разделе 

Думаю, что МФЯС имеет хорошее будущее, и логопед, овладевший, этой методикой, сможет оказать реальную помощь неговорящим детям.

 

В заключение я хочу поделиться ссылкой на  презентации, способствующие развитию неречевого слуха (неречевого слухового гнозиса)

Звуки, издаваемые человеком 

Звуки транспорта 

Звучание музыкальных инструментов

Звуки, которые можно услышать дома

Звуки животных

 

 

 

 

 

 

 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное