Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Графомоторная стимуляция речи при моторной алалии и артикуляционное лото


Графомоторная стимуляция речи при моторной алалии и артикуляционное лото

В сегодняшнем и следующем выпусках рассылки я хочу рассмотреть 2 методики работы с неговорящими детьми с моторной алалией.

Первая – это методика белорусских логопедов Башинской Татьяны Владиславовны и Пятницы Татьяны Викторовны, вторая – методика московского логопеда Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны. Обе методики в чём-то созвучны: они учитывают онтогенетический принцип коррекционной работы, поэтапно формируют компоненты языковой системы, используют работу кисти или руки при одновременном проговаривании необходимых звуков, слогов, слов.

Белорусские логопеды опираются на механизмы речевой деятельности и говорят о том, что при алалии происходит сбой в передаче речевых импульсов, что эти импульсы слишком слабы и ребёнок не может полностью выполнить речевую программу, а говорит лишь аморфными словами и ударными звуками. О том, как это скорректировать, речь пойдёт чуть ниже в этой рассылке.

Методика московского логопеда, как из кирпичиков, выстраивает языковую систему неговорящего малыша, ведя его по дороге речевого онтогенеза. Так, неговорящий алалик должен научиться сначала лепетать. Его лепет сначала будет из повторяющихся слогов, а потом из слогов с одинаковым гласным и так далее. И самое основное в этой методике, постоянное сопровождение всех речевых упражнений музыкой, специально-подобранной ритмической мелодией. 

Итак, подробнее рассмотрим методику белорусских логопедов, которая в специальной литературе называется методикой графомоторной стимуляции речи при моторной алалии.

Наблюдения за психо-моторным развитием детей с алалией показали, что при достаточной сохранности общих двигательных навыков такие дети испытывают значительные затруднения при одновременном выполнении движения и какой-либо голосовой реакции (например, крикнуть одновременно с хлопком). Также такие дети не могут выполнить последовательность из 2-3 и более движений. Авторы выдвигают предположение, что как раз целенаправленное формирование одновременности движения и возгласа может служить пусковым механизмом для всей дальнейшей коррекционной работы. Таким образом, основная идея данной методики состоит в следующем: необходимо максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Итак, двигательным аккомпанементом в данной методике стали движения кисти и руки, которые подчиняются языковому ритму. Ритм, как неотъемлемая часть нашей жизни, есть везде, и важно развивать в детях чувство ритма, умение подстраиваться под ритм чужой речи, всё это осуществимо при использовании детских рифмованных весёлых стихов, в том числе и традиционных потешек, которые активизируют детей для выполнение нужных движений и произнесения нужных звуков, слогов и слов. Как говорил К.И. Чуковский: «Преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть хорей»

Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произненсения звука в момент резкого движения, дети охотно совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая педагогу. Постепенно голосовая реакция преобразуется в слоги и короткие слова. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются движения руки, переходя от активизации локтевого и плечевого суставов к мелкой моторике. И вот она, языковая иерархия: постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова ведёт к выстраиванию грамматически верной развёрнутой речи.

Ребёнок, научившийся совмещать крупное движение руки с произнесением, может перейти к графическим упражнениям. Причём эти упражнения должны проводиться на вертикальной поверхности, лучше всего на обоях, прикреплённых к доске. Движения при таком рисовании отличаются пока ещё большей размашистостью, и такое рисование выглядит более физиологичным, так как не меняется расположение предметов в пространстве, ребенок, стоя, чувствует себя свободнее. Также разработаны упражнения в рисовании на влажном песке.

Все упражнения чётко разделены на концентры, всего их 5: «Звук», «Слог», «Слово», «Фраза», «Связная речь».
В своём пособии авторы в каждый концентр поместили 6-7 видов заданий-блоков, которые характеризуются своей специальной направленностью и по мере усвоения усложняются. Задания включают в себя:
- выражение просьбы;
- координацию речи с движением;
- пальчиковую гимнастику, рисование;
- звуковую гимнастику;
- артикуляционно-мимическую и дыхательную гимнастику;
- ориентировку в пространстве и во времени;
- самостоятельную речь.

Рекомендуется заниматься 20-30 минут каждый день и брать по 1 упражнению из каждого блока. И повторять один и тот же комплекс изо дня в день, постепенно заменяя отработанные упражнения аналогичными (т.к. дети с моторной алалией плохо запоминают то, что уже делали, прежде , чем навык закрепится и образуется необходимая связь в коре головного мозга, ребёнок должен многократно повторить одно и то же задание)

Прочно усвоенные навыки можно перевести в разряд любимых, заканчивать ими занятие, хвастаться ими перед знакомыми и друзьями, то есть всячески мотивировать ребёнка на выполнение всё новых графо-моторных упражнений. В этом и состоит коррекция механизмов речевой деятельности, основанная, по мнению белорусских логопедов, на координации речи с движением.

Источники:
1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна ( из опыта преодоления моторной алалии), Минск.
2. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии, М., 2010

В качестве практического пособия для логопедической работы я хочу предложить вашему вниманию артикуляционное лото. Подробнее об этой настольной логопедической игре можно почитать на страницах сайта ЛОГОМАМА.

Жду ваших отзывов и комментариев!
 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное