Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Методика Томатиса" или педагогика слушания и видеоуроки для малышей


"Методика Томатиса" или педагогика слушания и видеоуроки для малышей

Сегодня в выпуске знакомство с "Методом Томатиса", применение которого улучшает восприятие мозгом слуховой информации, а также видеоуроки по развитию музыкального слуха, речи и сенсорики для самых маленьких.

1. Авторство, области применения

"Метод Томатиса" – метод, развивающий способность слышать и воспринимать информацию , более качественно её обрабатывать (анализировать) и использовать в дальнейшем обучении и развитии. Назван по имени его изобретателя, французского врача-отоларинголога, Альфреда Томатиса, который представил свой метод на суд широкой общественности в 50-х г. прошлого столетия.
По сути – это педагогика слушания, которая использует сложное устройство, называемое «Электронное ухо». Целью этой слуховой тренировки является пробуждение желания слушать, развитие личностного потенциала за счет снятия барьеров, поставленных мозгом в силу разных обстоятельств.

«Метод Томатиса» помогает слышать и воспринимать поступающую информацию детей с нарушениями внимания, с нарушениями речи, с гипердинамическим синдромом, детей с аутизмом, стимулируя их умственное развитие, также эта методика расширяет возможности взрослого человека при обучении его иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах; а также при таких психических нарушениях как депрессия, апатия и пр.


2. Основные принципы.

Ребёнок в онтогенезе постепенно учится слышать звуки различной высоты. Будучи плодом, малыш слышит высокие частоты через околоплодную жидкость и костную проводимость, далее до 10-12 лет в нашем мозге каждый год прибавляется по октаве, и таким образом повзрослевший индивид воспринимает достаточно широкий спектр звуковых частот. Широкий-то широкий, но нет предела совершенству, можно , используя данную методику, научиться слышать «ещё более широко» и тем самым развить, например, свою способность воспринимать иностранные языки (ведь каждый язык обладает своими индивидуальными частотными характеристиками).

У детей с аутизмом, с СДВГ и другими проблемами ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ: малейший звук ребенка раздражает, а сам ребёнок при этом может очень громко кричать, поступающая информация слабо анализируется и плохо используется. Этот эффект связан с преобладанием костной проводимости. Взрослые и дети с эмоциональными и двигательными проблемами все время испытывают эту доминанту: слишком много «слышат» своим телом После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, как и полагается, через оба уха и обучается анализировать и воспринимать информацию.

Также очень важно полноценно слышать и тем , и другим ухом. Дело в том, что сначала ребёнок лучше слышит левым ухом, которое соединяется с правым полушарием, отвечающим за мелодику речи, её темп и ритм, за эмоции, а контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но оно онтогенетически образовалось позднее и в целом его формирование происходит позднее, а у детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.
Метод Томатиса обучает совмещать эти функции.


3. Механизмы, лежащие в основе методики.

Так как различаем мы звуки посредством нашего слухового аппарата и слуховых зон мозга, то и тренировать нужно эти проводники, а через них и слуховые анализаторы. Если не тренировать зоны мозга, отвечающие за воспрятие и различение определённых частот, то эти зоны постепенно станут спящими и не будут участвовать в дальнейшей работе мозга. А как известно, чем больше отделов-зон мозга задействовано в совместной работе , тем более высоким потенциалом будет обладать человек, а в случае каких-то проблем, больше будет возможностей для компенсации.

Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет "заряжающими звуками " и считает, что звуки c низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов, активизируя полукруглые каналы вестибюля. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект можно легко наблюдать у людей, слушающих тяжелую музыку (реп или рок). С другой стороны, произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное воздействие.

Томатис отмечает, что когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии" и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше стремительно развивающееся общество.

Применение "Метода Томатиса" возможно только с применением технического средства «Электронное ухо». Во время слушания из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха, а именно мышцы молоточка и стремечка, тренируются путем поочередного напряжения и расслабления. Таким образом, расширяется диапазон слухового восприятия.


Виды музыки

1. Голос матери.
Для использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом, он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными нарушениями – дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти – блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью – и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности.

2. Музыка Моцарта.
Томатис убежден, что музыка Моцарта не имеет себе равных по способности вносить гармонию в человеческую душу. Он использует Моцарта, так как его произведения очищают лучше, чем любая другая музыка. По мнению Томатиса, произведения Моцарта представляют собой идеально сбалансированное музыкальное «блюдо», содержащее все необходимые компоненты.

Любопытные факты
…Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

…В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

…Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ». Продуктивность дрожжей, используемых для приготовления традиционной рисовой водки, увеличивалась в 10 раз, если дрожжи «слушали» Моцарта.

Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд ученых изучали влияние произведений Моцарта на умственный потенциал студентов и повышение их способности усваивать программный материал.«Музыка Моцарта способна „отогреть“ мозг», – говорит один из исследователей. Он считает, что музыка Моцарта оказывает несомненно положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. После опубликования результатов этих исследований покупатели буквально смели с полок музыкальных магазинов произведения Моцарта. Однако определенными эффектами обладает не только музыка Моцарта.

2. Григорианская музыка.

Как и вся духовная музыка, григорианское песнопение имеет ладово-интонационную основу, и по определению является музыкой для размышления. Она также имеет свободный ритм, и это одно из самых увлекательных аспектов: ее поток мелодичен и ритмичен. Это создает своего рода гармонию между словами пения и дыханием певца. Благодаря этим особенностям, григорианское песнопение имеет очень глубокие психологические и физиологические эффекты: дыхание успокаивается, сердцебиение замедляется, напряжение артериального кровообращения и уровень молочной кислоты уменьшаются. В этом музыкальном контексте человек может легко дойти до состояния внимания и релаксации.

Более подробную информация о методе смотрите на сайте «RusTomatis»


5. Центры, где практикуется «Метод Томатиса»

Москва

Центр «Томатис-Москва» 

Логопедический центр «Логомед-Прогноз» 

Европейский центр психического развития 

Центр психического развития "Томатис" 

Центр «СолистенМосква» 

Логопедический центр «Территория речи» 


С.-Петербург

Неврологический центр «Прогноз» 

Томск

Аудио-психо-фонологический центр «Потенциал»

Ростов-на-Дону

Медико-психологический центр «Все свои» 

Информацию по европейским и американским центрам смотрим здесь
 

Основная информация по использованию «Метода Томатиса»

Занятия можно начинать в 3-4 года.
Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.
Первый курс — 15 ежедневных занятий по 2 часа.
Последующие — 8 дней.
Между курсами, начиная с третьего, может быть перерыв от нескольких месяцев до года.

 

И в заключении я хотела бы представить для родителей малышей от 1 года и до 3 лет видеоуроки по развитию музыкальности и речи. Занятия ведёт музыкальный педагог и мама мальнькой Ксюши Юлия Марченко. На своём сайте "Школа повышения квалификации мам" Юлия представила уже около 20 видеоуроков, помогающих малышам запоминать нотки, звуки речи, а также развивать общую моторику и сенсорику с помощью весёлых двигательных игр и творческих упражнений.

Всем годовалым малышам эти занятия очень полезны и важны! Не упускайте время, начинайте заниматься прямо сейчас! Удачи!

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное