Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обследование эфферентного артикуляционного праксиса.


Обследование эфферентного артикуляционного праксиса.

В сегодняшнем выпуске рассылки: 

1. Обследование эфферентного артикуляционного праксиса.

2. Сайт логопеда Новиковой-Иванцовой Т.Н. Методика работы с неговорящими детьми.

 

Обследование эфферентного артикуляционного праксиса.

Об обследовании афферентного артикуляционного праксиса смотрите в прошлом выпуске рассылки.

Вспомним, что эфферентный праксис - это выполнение серии движений, то есть способность к переключению с одного движения на другое.

Тест 1. Воспроизведение слого-ритмической структуры слова

Обследующий произносит слово по слогам, ритмизированно, и просит больного повторить его так же. Затем это же слово проговаривается в орфографическом исполнении, тоже по слогам, с выделением ударного слога. Перед тестом предварительно проводятся соответствующие обучающие пробы. Слова используются те же, что для повторения и чтения.

Основная патологическая симптоматика

Деление на слоги по случайному принципу.
Деление на однотипные слоги по формальному, а не ритмическому принципу.
Вставка гласных в местах стечения согласных, благодаря ему возникают псевдослоги.


Диагностическое значение результатов выполнения пробы

Отсутствие одной из наиболее базисных для эфферентного артикуционного праксиса стороны речи — слогоритмической — осложняет овладение словом как звукорядом.


Область патологического функционирования

Несформированность представления о слого-ритмической структуре слова является результатом незрелости вторичных полей височной доли левого полушария, благодаря которым осуществляется восприятие целого слова («словесный» слуховой гнозис).


Приоритетные методы формирования и коррекции функции

1. Стимулировать чувство ритма вообще и речевого в частности, автоматизировать основные слогоритмические моделирования с помощью невербальных ритмических опор (логопедическая ритмика).
2. Отхлотывать слоги отрабатываемых слов при произнесении каждого из них; маршировать, маркируя шагами слоги.
Примечание. Для слогоделения используются те же слова и в том количестве, что и для формирования функций речевого слухово гнозиса и артикуляционного праксиса.

 

Тест 2. Повторение серий звуков речи, слов, фраз (для детей старше 6 лет)

Дается задание повторить серии:

1) звуков речи и слогов-а) неоппозиционных и б) оппозиционных;

2) слов, различных по звуковой структуре, степени знакомости, конкретности-абстрактности, сходных по звучанию бессмысленных звукокомплексов;

3) скороговорок.

Примечание. Предлагаемый набор заданий обусловлен тем, что их повторение не одинаково по степени сложности. Повторить серии дискретных звуков легче, чем гоморганных; слова с простой звуковой структурой повторить легче, чем со сложной. Вместе с тем фактор знакомости слова может «перекрыть» особенности его звуковой структуры, и знакомое слово, даже сложное в звуковом отношении, больной может повторить легче, чем простое. Способность повторять бессмысленные слова и скороговорки вообще исключает наличие артикуляционной апраксии. Серии звуков составляются из изолированных, которые указаны в предыдущей пробе.

Предъявляемые словесные стимулы включают:

а) слова, различные по звуковой структуре, конкретности-абстрактности: «МАМА», «ДОМ», «ВОДА», «ЛОЖКА», «МЕЛЬНИЦА», «ЛЕСТНИЦА», «СТРАХ», «ПОЛОТЕНЦЕ», «ГРОЗДЬ», «СКОВОРОДА», «ШУРШАТЬ», «ПЫЛЕСОС», «ПРЯТКИ», «ЗАБЛУДИТЬСЯ»;

б) слова, сходные по звучанию: «КРЫСА — КРЫША»; «СОБОР — ЗАБОР»;

в) бессмысленные слова: «АКРОМИЛОТ», «БАРАВАНОК»;

г) скороговорки: «НА ТРАВЕ ДРОВА» и т.д.


Основная патологическая симптоматика.

  • Неспособность повторения предъявленных стимулов.
  • Искажения звуковой структуры отдельных звуков.
  • Искажения звуковой структуры слова: персеверации, пропуски и пр.
  • Нарастание трудностей при увеличении степени сложности стимула.
  • Тенденция к побуквенному произнесению слов, вставочные гласные в местах стечения согласных звуков.

Диагностическое значение результатов выполнения проб.

Эфферентная артикуляционная апраксия препятствует овладению устной и письменной речью. У одних больных приводит к системным расстройствам языковой способности, у других, с более свободным владением разными видами речевой деятельности, выступает в виде автономного расстройства, не оказывая существенного влияния на состояние языковых функций. Несостоятельность в повторении речевых рядов и слов при относительно сохранной способности воспроизводить их в спонтанной (нерепродуктивной) речи свидетельствует о преимущественном нарушении звена имитации речи.

Область патологического функционирования.

Неспособность к овладению речедвигательными стереотипами (кинетическими мелодиями слов и фраз) является результатом незрелости премоторной зоны левого полушария мозга (уровень вторичных полей коры). Она может быть также обусловлена несформированностью низших по иерархии звеньев речевой функции — афферентного артикуляционного праксиса и слогоритмической структуры слова, а следовательно, незрелостью вторичных полей постцентральной и височной коры левого полушария.


Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

Схематическое изображение слоговой и буквенной структуры слова с применением различного рода фишек (цветных карточек, полосок цветной бумаги, полосок, нарисованных фломастером и т.д.). Ударный слог маркируется фишкой большего размера, более яркой, более жирной полоской и т.п. Специалист произносит слоги, слово по слогам, указывая синхронно на фишки, выделяет голосом «ударную фишку». Дети пытаются воспроизвести это отраженно. Внимание ребенка концентрируется на ударном слоге, а затем все фишки, маркирующие безударные слоги, на глазах у детей сдвигаются вплотную к «ударной фишке». Затем специалист произносит слово слитно, выделяя голосом ударный слог. Дети пытаются воспроизвести такой способ произнесения отраженно.

 

Для коррекции эфферентного артикуляционного праксиса можно воспользоваться речевым и наглядным материалом программы "Автоматизация согласных".

 

Сайт логопеда Новиковой-Иванцовой Т.Н. Методика работы с неговорящими детьми.

Интересной находкой стал сайт логопеда Новиковой-Иванцовой Т.Н. LOGOSYSTEM.ru

С её  работой я лично познакомилась по методическому пособию "От слова к фразе" для работы с детьми с тяжёлой речевой патологией.

Вот здесь презентация этого пособия на одном из родительских собраний http://www.youtube.com/watch?v=HjhnWh1tTkE&feature=player_embedded#!

Задача проекта  - обучение специалистов-логопедов на вебинарах эффективным, методам формирования языковой системы у неговорящих детей, приемам развития речи у детей. Конкретные инструкции взаимодействия с ребенком. Минимум теории, Максимум практики.
Автор методик Новикова Тамара Никифоровна - заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГОУ специальная (коррекционная) начальная школа--детский сад V вида № 1708 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва.
Повышение качества практических навыков специалистов-логопедов при работе с неговорящими детьми, консультации для заинтересованных родителей, продвинутых бабушек и дедушек, неравнодушных к речевым проблемам детей.

Сейчас на сайте при подключении к текущим занятиям предоставляется доступ к видеозаписям первых 8-ми занятий бесплатно.

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное