Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обследование и развитие кистевого и пальцевого праксиса


Обследование и развитие кистевого и пальцевого праксиса

В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Обследование кинестетического и кинетического кистевого и пальцевого праксиса.

2. Развитие кистевого,пальцевого  и жестово-мимического праксиса.

3. Интересные приёмы развития моторной координации, сенсорики, праксиса (видео на англ. языке).

Кистевой, пальцевый и жестово-мимический, наряду с оральным, являются предпосылками развития фонетико-фонематической стороны речи, то есть правильного произношения звуков, а также основой для правильного письма.

Обследование кинестетического и кинетического кистевого и пальцевого праксиса.

Кинестетический кистевой, пальцевый, ножной, жестово-мимический праксис


Тест 1. Манипуляции с предметом (для детей 3—4 лет)

1. Для детей 2—3 лет. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния).

2. Для детей 3—4 лет. Ребенка просят показать, как ударяют ножкой по мячу (для детей 3-4 лет).

3. Для детей 4—6 лет — те же действия, но с более далекого расстояния.

Оценка в баллах.
Легко ловит мяч — 3 балла.
Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла.
Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл.
Отказывается ловить мяч — 0 баллов.


Тест 2. Манипуляции без предмета (для детей, начиная с 3,5—4-летнего возраста)

Просят показать жестами:
1. Ряд символических действий, а именно: как хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова,
водят машину, посылают воздушный поцелуй;
2. Ряд описательных действий, а именно: какой формы яблоко, арбуз, мяч, огурец, палочка; как показать, что человек высо
кий, низкий, худой и прочее.
Задача. Выявить состояние способности использовать жесты и мимику для коммуникации с окружающими.
Оценка в баллах.
Здесь и далее в данном разделе — принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч.

Диагностическое значение тестов 1 и 2. Неспособность воспроизводить заданные позы свидетельствует о недостаточной сформированности кистевых и пальцевых афферентаций.

Область недостаточного функционирования в мозге. Недостаточная зрелость неречевой праксическои коры постцентральных (нижнетеменных) зон, по сравнению с ответственными за собственно предметные действия.

Приоритетные методы коррекционной работы.

  • Игры с предметами, фиксирующими те или иные позы; предметно-практическая деятельность, имеющая ту же цель.
  • Упражнения по формированию кистевого, пальцевого, жестово-мимического праксиса (те же задания, что и при диагностике, только в тренинговом варианте).
  • Выполнение под музыку отрабатываемых праксических поз.
  • Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой и пр.).

 

Кинетический кистевой и пальцевый праксис

Тест. Воспроизведение кистевых и пальцевых поз
Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу («отдать честь»), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика — указательный и средний).


Приоритетные методы коррекционнои работы

  • Проведение игр, состоящих из ряда действий, например «поймай мяч», «брось его мне, а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу».
  • Выполнение под музыку отрабатываемых праксических действий, требующих переключения с одной позы на другую
  • Выработка умения правильно держать карандаш, класть его в коробку, закрывать коробку и прочее.
  • Выполнение правильных переключений в действиях со спортивными снарядами (мячом,.веревкой и пр.)

Для более подробного изучения праксических функций воспользуйтесь книгой Визель Т.Г. "Основы нейропсихологии".

 Развитие кистевого, пальцевого  и жестово-мимического праксиса

Обобщаю упражнения для развития кинестетического и кинетического кистевого и пальцевого праксиса у дошкольников с 10 месяцев, если чего-то нет, добавляйте в комментариях. Напоминаю, что дети с мелкими предметами играют только под строгим наблюдением взрослых!

1. Манипуляции с различными предметами, игрушками, определение их размера и др. характеристик) (большой-маленький, длинный-короткий, тяжёлый-лёгкий и т.п), особенно важно иметь дома пирамидки, игрушки-вкладыши.
2. Игры с мячами разных размеров.
3. Игры с прищепками.
4. Игры с крупами, фасолью и т.п.
5. Игры с песком и водой.
6. Игры со счётными палочками для детей от года (нужна специальная баночка с крышкой с отверстиями, попросите папу просверлить в обычной пластиковой крышке), с "гороховым конструктором" для детей от 3 лет (нужны горох размоченный или пластилиновые шарики и зубочистки)
7. Игры с бумагой: мять, рвать, складывать…

8. Игры с пальчиковыми игрушками. Как пример См. игрушки Евгении Ершовой для развития мелкой моторики
9. Игры для малышей «Ладушки», «Сорока-сорока» и др. Для детей постарше пальчиковые игры посложней.

10. Рисование всевозможное (пальчиковое, мелками, карандашами, зубной пастой и т.п)

11. Работа с пластилином, солёным тестом ( с года)
12. Отрабатывать в игре жестово-мимические действия

Уже малышу 10 месяцев можно показывать : как мама сердится (хмурить брови), кад дед и баба плачут (из сказки «Курочка Ряба»), как малыш кушает, как прощаются, здороваются, как дядя ведёт машину , как малыш целуется, причёсывается и т.п.
Также показываем малышу жестами и мимикой: какое яблоко, а какой мячик, какая палочка, какой камушек, какой малыш большой вырос, какой бегемот большой, какой хомяк толстый, а какой суслик худой и т.п.
С детьми постарше можно выполнять логопластические этюды. некоторые упражения можно найти в одном из выпусков рассылки

А теперь полюбопытничаем , какие приёмы используют  американские специальные педагоги, трудотерапевты (occupational therapy) для развития сенсорики, двигательного праксиса.

Забавное использование  пузырчатой пленки 

Работа с камнем - мультисенсорная деятельность для детей,спсобствующая развитию  мелкой и общей моторики, развитию мышечного чувства (кинестетических ощущений), тактильных ощущений и многого другого.

Работа со специальными гвоздиками 
 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное