Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подформы устной речи, приемы вызывания звукоподражаний


Подформы устной речи, приемы вызывания звукоподражаний

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Подформы устной речи.
  2. Приёмы вызывания звукоподражаний.
  3. Информация об альтернативной коммуникации.

Подформы устной речи

Устная речь имеет много подформ, которые в речевой деятельности обычно совмещаются; при этом каждая из них может иметь в той или иной ситуации деятельности определяющее значение (поскольку служит основным целям речевой и неречевой деятельности). К основным вариантам устной речи относятся следующие:

Вербальная кодифицированная устная речь, т. е. отвечающая известным языковым и «семантическим» стандартам или нормам. Стандарты могут быть разного рода: например, так называемый «литературный стандарт (норма)», стандарт жаргонов (профессиональных, молодежных) и др. Вербальная кодифицированная речь в обыденных ситуациях используется чаще других форм речи.

Вербальная некодифицированная устная речь – это прежде всего так называемые «псевдослова». В качестве примера можно привести «ситуативные» псевдослова некоторых чеховских героев (Чебутыкин: «Тарара… бумбия… сижу на тумбе я…»), псевдослова в стихах для детей («Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки»), не вошедшие в обиход литературного языка неологизмы ряда писателей (например, В. Хлебникова, В. Маяковского) и др.

Звуковые жесты — своеобразные слова, структурная организация которых состоит из некодифицированиях (чаще) и кодифицированых звуков. Например: [u'hu – «угу», произнесенное в нос с сомкнутыми губами] – согласие, т. е. – «да»; [hm – «хм», в нос] – сомнение или негативное отношение (с ироническим оттенком); [покашливание] – ироническое отношение к происходящему или привлечение внимания к чему-либо; цоканье – «высшая» оценка чего-либо (чаще – положительная); [f ut' – «фьють»] – дутье – «что-то» (причем достаточно быстро) исчезло, и т. д.

Звукоподражания. Как следует из названия, это подражание звукам, издаваемым животными, людьми и другими одушевленными и неодушевленными объектами: например, подражание крику петуха, плачу младенца, выстрелу пушки («бух!»), стуку пишущей машинки и др.

К звукоподражаниям традиционно принято относить только звучания, подобные названным выше. На самом деле сфера звукоподражаний шире. В нее, в частности, входят «звуковые характеристики».

Звуковые характеристики – это звукоподражания, связанные с оценками тех или иных фактов (явлений). Например, с оценкой людей: «Пришел этот: 'и – 'и – 'и» – т. е. грузный человек, «тяжелый» вес и «тяжелая» походка соответствуют его «тяжелому» характеру; или: «Она все время: ты-ты-ты-ты-ты» – характеристика женщины, которая непрерывно что-то говорит скороговоркой – «трещит».

Эмболофразии, т. е. вставки в нормативную литературную речь ненормативных и, как правило, «асемантичных» для данной ситуации языковых элементов: слов, словосочетаний, звуков и т. д. Например, «ну», «это», «так сказать», «это самое» в высказываниях типа: «Ну, это, пришел я»; или: «Двадцатого сентября, это самое, так сказать». По традиционалистской языковедческой оценке эмболофразии – это «сорные» слова и поэтому должны быть изгнаны из речи. На самом деле они нередко выполняют «знаковую» роль: свидетельствуют об эмоциональном состоянии коммуниканта и, в известной мере, – о его интеллектуальном уровне (об уровне приобщения к культуре), или, например, о том, что речь после «ситуационной» паузы будет продолжена, и т. п. Конечно, речь, перегруженная эмболофразиями, не только некрасива, но и ненормативна, а иногда и сложна для восприятия. В таких случаях с эмболофразией в речи необходимо бороться. (Следует, однако, заметить, что в диалогическом общении абсолютно правильная речь, речь, что называется, без сучка и задоринки, лишается живости, скучна и даже утомительна. Вспомним пушкинское: «Как уст прекрасных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не терплю». )

Хезитации ( Хезитация [от лат. haesito] – засесть, застревать, задерживаться.] – это вставки в речевой поток некодифицированных звуков и их сочетаний. Например, звуков типа [э, э, ае, ш, тэ и др.]. Хезитации, как и эмболофразии, в некоторых случаях могут нести полезную информацию, например о характерологических особенностях коммуникантов, о синтагматическом членении высказывания (т. н. «синтагматические ожидания»), при восприятии речи и др.

В некоторых ситуациях речевой коммуникации мы используем просодические средства в их «чистом» виде: намеренно удлиняем паузу, чтобы привлечь внимание слушателей к важному фрагменту высказывания, или одним только мелодическим (интонационным) рисунком речи передаем некое содержание. (Например, выражаем в речи свое радостное состояние или состояние тревоги, угрозу и т. д.).

Следует подчеркнуть, что названные подформы устной речи в коммуникативных ситуациях, как правило, сочетаются. Говорящий даже в одной фразе (а не только в тексте как развернутом высказывании) может использовать такие подформы устной речи, как вербальная кодифицированная, вербальная некодифицированная, «звуковые жесты» и хезитации и др.

Подробнее о формах речи см. в работе Глухова В.П. и Ковшикова В.А. «Психолингвистика. Теория речевой деятельности»

Об активизации звукоподражательной речи у малышей

Итак, звукоподражания – это подформа устной речи. Таким образом мы подражаем звукам, издаваемым животными, людьми и другими одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

Звукоподражания усваиваются одними из самых первых из-за своей произносительной доступности и эмоциональной окрашенности.
Для активизации звукоподражательной речи у детей от 6 мес можно использовать следующие приёмы:

1. Над кроваткой разместить изображения домашних животных и периодически спрашивать малыша: «Где киса? Как киса говорит?» И отвечать сразу: «Мяу», гладя картинку-кошку по шёрстке. Очень хорошо для этой цели подойдут объёмные наклейки, которые сейчас в большом количестве продаются в канцелярских отделах.

2. Подобрать игрушки и также периодически спрашивать и озвучивать их голоса.

3. Озвучивать различные действия с предметами.
- тук-тук (стук молотка или ложечки, а также стук в дверь)
- кап-кап (дождик)
- буль-буль (плеск воды)
- дзинь-дзинь (бряцанье связки ключей)
- брынь-брынь (перебирать струны гитары)
- ля-ля или динь-динь (играть на пианино или металлофоне)
- ду-ду (дуть в дудочку)
- бам-бам (стучать в барабан) и т.п.

3. Играть в различные игры-потешки, сопряжённые с движениями рук, слушать специальные песенки.

Вот примеры таких игр, выложенных на www.youtube.com.

Игра «Во деревне»

«Кто как кричит»

«Курочка»

«Чёрный ворон»

Некоторые презентации по песенкам Екатерины Железновой

«Паровозик»

«Понарошки»

«Курочка»

«Гуси»

«Бычок»

Информация об альтернативной коммуникации

Случается, что человек по каким-то причинам не может пользоваться устной речью. Тогда на помощь может прийти альтернативная или поддерживающая коммуникация. Подробнее об этом коррекционном направлении можно посмотреть на сайте Дополнительная и альтернативная коммуникация: Augmentative And Alternative Communication (ААС).

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное