Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виды речевой деятельности и приемы автоматизации Л в словах и рифмовках


Виды речевой деятельности и приемы автоматизации Л в словах и рифмовках

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Виды речевой деятельности и их дифференциация;
  2. Приёмы работы по автоматизации Л в словах и рифмовках.

Виды речевой деятельности и их дифференциация

Основные виды речевой деятельности (РД):

  1. Говорение;
  2. Слушание;
  3. Чтение;
  4. Письмо.

Дополнительные виды РД:

  1. Процесс думанья;
  2. Процесс перевода.

Основные виды РД дифференцируются по характеру речевого общения. С учётом этого параметра выделяют устные и письменные виды РД:

  • Устные: говорение и слушание;
  • Письменные: письмо и чтение.

К устным видам РД у нас проявляется наследственная предрасположенность или генетическая готовность. Письменные виды более сложные и требуют целенаправленного обучения.

Виды РД дифференцируются по выполняемой в процессе общения роли:

  • инициальные;
  • реактивные.

Инициальные – те виды, от которых исходит инициатива в момент речи (говорение и письмо). Реактивные – те, которые отвечают на инициативу (слушание и чтение).

Виды РД делят по направленности осуществляемого человеком речевого действия:

  • рецептивные;
  • продуктивные.

Продуктивные – те виды РД, которые сами создают речевую продукцию ( говорение, письмо). Рецептивные – те, которые осуществляют приём и переработку речевого сообщения (чтение, слушание).

И наконец, РД дифференцируется с учётом способов общения и форм речи:

  • внешняя устная;
  • внешняя письменная;
  • внутренняя.

Наиболее полное и убедительное описание специфики внутренней речи принадлежит Л.С. Выготскому. Соответственно его представлениям, внутренняя речь является симультанной, максимально насыщенной смыслом, минимально оформленной фонетически. В отличие от Ж. Пиаже, считавшего, что внутренняя речь приходит на смену отмирающей эгоцентрической («речи для себя»), Л.С. Выготский указывал, что внутриречевой план образуется путем сворачивания эгоцентрической, усвоенной по подражанию речи взрослых. Этот факт он рассматривал как свидетельство ее социального и опосредованного происхождения. Л.С. Выготский как бы подвел черту под вопросом о соотношении внутренней речи и мышления. В речи, указывал он, «мысль не воплощается, а совершается». Это означает, что речь и мысль взаимодействуют, совершенствуя друг друга: речь возникает на базе аморфной мысли, не имеющей дискретной структуры, но становится таковой под воздействием ею же рожденной речи.

Важный вклад в понимание специфики и взаимоотношений внутренней и внешней речи внесла психолингвистика. В ее рамках отечественными и зарубежными психолингвистами — Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной, Н. Хомским, Д. Осгудом (D. Osgud) и другими, создана теория порождения речи. В ней рассматривается то, как внутренняя речь трансформируется во внешнюю. Разработанные положения имеют большое прикладное значение, т.к. способствуют совершенствованию существующих методов коррекционного и восстановительного обучения и созданию новых.

Приёмы работы по автоматизации Л в словах и рифмовках

Коррекцию произношения я всегда стараюсь сочетать с игровой деятельностью, которая в свою очередь сочетается с манипулятивной, сенсорной, двигательной. Эти виды деятельности вы можете проследить в специально разработанных для коррекции произношения играх-занятиях.

Пример такого занятия для автоматизации звука Л «Лунтик на Луне». Для занятия необходимо приобрести небольшой мячик с углублениями-лунками, игрушку Лунтика, а также пластилин 2-3 цветов.

1. Автоматизация Л в слогах.

Рассказываем, что Лунтик на Луне любит петь лунные песенки (слоги со звуком Л в нужной позиции) и приглашает нас тоже погулять по Луне и попеть лунные песенки.

Лунтик по лунным лункам гуляет,
Лунтик лунные песенки вспоминает.

Ходим пальчиками по лункам и повторяем песенки ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ
Прилепляем в некоторые лунки кружочки из пластилина определённого цвета и договариваемся, что ходим только по красным или только по зелёным лункам и поём, например, песенку ЛА.

2. Автоматизация Л в словах.

Лунтик по лунным лункам гуляет,
Лунтик слова на Л называет.

Лунтик по лунным лункам гуляет,
Лунтик слова с Л в конце называет.

Простое называние слов с Л в нужной позиции. При этом два пальца, указательный и средний, ходят по лункам, и на каждый шаг произносится нужное слово.

Называние 4 слов, одно из которых не содержит Л. Нужно повторить все слова, пройдясь пальчиками по лункам, и определить, какое слово лишнее.

Например:
Ложка, лошадка, книга, ладонь.
Лампа, ладья, лук, помидор.
Стул, сон, мул, футбол.
Сено, зал, гол, стол.
Платье, плафон, почта, планета.
Сладость, слова, сладкоежка, конфета.
Клоп, кран, клоун, клубок.

Так придумываются различные четвёрки слов с Л в нужной позиции.

«Что потерял Лунтик?»
В рифмовке произносить слово с Л в начале, опуская первый звук. Ребёнок должен назвать слово правильно.

Лунтик по лунным лункам гулял,
Лунтик «…асты» вдруг потерял.
Что потерял Лунтик?

Потерянные предметы: ласты, ложка, лодка, лампа, лыжи, лупа, лопата, лом, ломтик, лоскуток, лакомство и др.

3. Автоматизация Л в рифмовках.

Радуемся и сочиняем стихи о предметах, которые нашёл Лунтик, при этом отхлопываем ритм, чередуя хлопки в ладоши и хлопки по коленям.

Асты-асты-асты,
Лунтик нашел ласты.
Ожка-ожка-ожка,
Лунтик нашёл ложку.
Одка-одка-одка,
Лунтик нашёл лодку.
Пата-пата-пата,
Лунтик нашёл лопату и т.д.

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное