Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алалия с точки зрения нейропсихологии и опросник для ее диагностики


Алалия с точки зрения нейропсихологии и опросник для ее диагностики

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Алалия с точки зрения нейропсихологии.
  2. Опросник для родителей для диагностики вида алалии.
  3. Сайт Алалия.ру

Алалия с точки зрения нейропсихологии

Современными нейрофизиологическими исследованиями (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) показано, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (природные — шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами — орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.). Эти приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис.

Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается недоступной наиболее тяжелым алаликам. Как известно из литературы, доречевой период протекает у них без существенных отклонений, т.е. так же, как и у здоровых в речевом отношении детей. Они овладевают соответственно возрастным параметрам различными доречевыми навыками: движениями, в том числе и ритмическими, рисованием, могут подражать неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных; выполнять различные бытовые операции, сопровождаемые жестами. Однако на этих «древних» навыках подготовительная к речи фаза развития и заканчивается. Звуки, издаваемые человеческим голосом, им так и остаются недоступны, если не принять соответствующих коррекционных мер. Иначе говоря, речевой слуховой гнозис у этих детей не формируется или формируется медленно, дефектно.

Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге является левая височная доля. Понятно, что она может вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если проводящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны. В том случае, если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые.

В отличие от сенсорной алалии, при которой отсутствуют необходимые связи между правым и левым полушариями мозга, при моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии. Допустим, ребенок овладел в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, т.е. неречевые шумы трансформировались у него в звуки речи. Однако для того, чтобы он заговорил сам, этого мало, необходима еще способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми). Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрована в артикуляционные движения. Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга полноценны. Немалую роль в этих процессах играют и лобные доли, обеспечивающие не механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность. Таковы наиболее вероятные мозговые механизмы.

Изложенные представления о патогенезе алалии подтверждаются данными современных аппаратурных исследований алаликов: у подавляющего большинства из них очаговых поражений мозга не обнаруживается. К тому же регистрируемые в области речевых зон кисты и другие образования, как правило, к алалиям не приводят. Таким образом, представление об алалии как о «детском» аналоге афазии, обусловленном поражением мозга в области Брока или Вернике, не находит сегодня подтверждения. Нейропсихологический подход объясняет, почему очаговые поражения речевых зон мозга не вызывают у большинства детей алалии, в то время как у взрослых приводят к афазии. Решающую роль играет здесь признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности. Она позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации. Однако это возможно лишь при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Причина этого состоит в пластичности, свойственной детскому мозгу и принципиально отличающей его от взрослого, неповрежденные участки которого при необходимости включиться в компенсаторный процесс проявляют значительную инертность.
Таким образом, на современном этапе изучения алалии можно констатировать, что неспособность детей-алаликов овладевать средствами языка и способами их использования в собственной речи обусловлена сочетанием целого ряда разнообразных препятствующих этому факторов.

Подробнее см.: Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов/Т.Г.Визель, М., 2009.

Опросник для родителей для диагностики вида алалии

Если ребёнок в 2 года не говорит, то родители должны постараться понять причины этого молчания. Необходимо обратиться к специалисту-логопеду, но заранее следует ответить для себя на ряд предложенных вопросов. Эти ответы можно записать и ознакомить с ними специалиста очно или (если нет такой возможности) заочно через Интернет.

Опросник включает в себя вопросы, рассчитанные и на более старший дошкольный возраст, поэтому его можно использовать и для детей 4-7 лет.

Первый год жизни

1. Осложнения при родах, в беременности были ли?
2. Были ли отставания в развитии по каким-то параметрам (пошел, сел и т.д.)?
3. Отвечал ли на агуканье, гулил ли сам, реагировал ли на звуки.
4. Когда появились первые звукосочетания, слова?
5. Слушал ли чтение? Песенки? Музыку? Пританцовывал ли?
6. Реагировал ли на обращенную речь, на собственное имя, показывал пальчиком глазки-носик?

На сегодняшний момент

Укажите возраст ребёнка.

1. Может ли на слух (без подсказок со стороны) различить звонок в дверь и звонок телефона?
2. Что умеет говорить (слова: односложные, двусложные, всякие; словосочетания; простые предложения; сложные предложения). Приведите пример его слов или выражений.
3. Внимателен ли к речи? Насколько понимает обращенную речь (не понимает в большинстве случаев; понимает простые повседневные команды; понимает двусложные просьбы, например, возьми кружку и отнеси на кухню; понимает все).
4. Присутствует ли логорея или присутствовала раньше – когда речь была свободна, но произносил не слова, а бессмысленный набор звуков и слогов.
5. Наблюдалась ли эхолалия – когда ребенок мог свободно повторить окончание фразы, не понимая и не усваивая ее смысла (например, «как тебя зовут?» отвечает «зовут», «хочешь гулять?» – отвечает «гулять», как эхо).
6. Как бы вы сами сказали: ему легко говорить, но он не знает, что и как сказать? Или он знает что сказать, но сложно произнести?
7. Слушает ли чтение?
8. Как выражает свои просьбы?
9. Любит ли мозаики, конструкторы?
10. Любит ли рисовать? Как держит карандаш?
11. Умеет ли сам одеваться, застегивать пуговицы, с какого возраста сам кушает и ходит в туалет.
12. Умеет ли считать?
14. Можете ли вы его охарактеризовать замкнутым или общительным? Бывает ли так, что он уходит в себя и не реагирует даже на те слова, которые однозначно понимает?
15. Какие обследования проходили. Каких врачей посещали. Какие диагнозы ставили. С какими специалистами занимались. Какие препараты назначали и принимали.
16. Общение. Как общается с родителями-родными. Как ведет себя с друзьями (есть ли они). Как ведет себя с незнакомыми взрослыми и незнакомыми детьми.
17. Допишите сами то, о чем не было вопроса, но что вы считаете важным.

Сайт Алалия.ру

Алалия.ру — сайт, созданный сообществом родителей детей с алалией. На сайте есть такие разделы как:

  • "Специалисты", в котором консультируют логопеды и нейропсихологи;
  • "Диагностика и медикаментозное лечение";
  • "Реабилитационные центры, методики и аппараты";
  • "От первых слов до школы", для обсуждения занятий с детьми, которые уже начали говорить, для обсуждения проблем и вопросов их речевого развития,

и много другой полезной информации. Адрес сайта: http://alalia.ru/

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное