Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры.


Язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры.

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»

Сегодня в выпуске:

  1. Язык и речь. Уровневая организация языка. Речевые нарушения в контексте организации языковой системы.
  2. Игра на развитие восприятия слоговой структуры слова.
  3. Новые компьютерные логопедические программы.

Язык и речь

Язык – это система дискретных знаков, служащая целям коммуникации.

Знаковой системой могут владеть и животные.

Самыми эрудированными в языке из обезьян являются шимпанзе.

Они могут запомнить более 160 слов, показывая их с помощью различных жестов, так как гортань их не предназначена для образования звуков человеческой речи. Шимпанзе могут составлять из слов простые фразы, образовывать новые слова путём сочетания уже знакомых. Например «арбуз» одна из обезьян назвала как «пить сладко».

Речь – процесс использования языка в целях общения. Язык мёртв до тех пор, пока его не заставляет работать речь.

Наличие языка + отсутствие речи = анартрия

Наличие речи + отсутствие языка наблюдается у умственно отсталых, отличающихся хорошей механической памятью, их речь формируется по подражанию.

Уровни языка:

  1. Фонетический (звуки, фонемы)
  2. Морфологический (слова)
  3. Синтаксический (словосочетания, предложения)
  4. Текстовый (организация связного высказывания)

Весь язык пронизан семантикой, то есть значением.

Таким образом, если возникает нарушение формирования языковой системы на любом из её уровней, то и речь будет нарушена.

Самые простые – фонетико-фонематические нарушения, связанные с недоразвитием восприятия звуков человеческой речи и, соответственно, их неправильным произношением.

Нарушения на следующих трёх уровнях могут повлечь за собой недоразвитие лексико-грамматической стороны. Сюда попадают такие речевые нарушения как алалия и афазия, дислексия и дисграфия.

Если нарушение охватывает все уровни, то говорят об общем недоразвитии речи (ОНР).

Нарушения, связанные с применением языковой системы – мутации голоса, дисфония, фонастения, ринофония, мутизм, заикание, тахилалия, брадилалия, то есть это те нарушения, где страдает только речь, а язык остаётся нормально сформированным.

Теперь перейдем к практике.

Игра на развитие восприятия слоговой структуры слова «Переправа»

Цель игры: развитие у ребенка навыков деления слова на слоги.

Подготовка: Отберите 2-3-сложные слова с проблемным звуком. Затем приготовьте круги из цветного картона (приблизительный диаметр 10 см) в количестве равном суммарному количеству слогов в отобранных для занятия словах. Сделайте на полу "речку", например из двух голубых ленточек, чтобы круги, выложенные в цепочку, перекрывали ее в ширину.

Процесс игры: На первом этапе ребёнок проговаривает слово, отхлопывая его по слогам, затем берет столько кругов-камешков, сколько слогов в слове, и выкладывает из них переправу через речку.

После того, как переправа построена, пропрыгивает слова с послоговым произнесением по камешкам. Можно слова ребёнку подсказывать, дать ему самостоятельно вспомнить все слова, которые назывались и отхлопывались.

Новые компьютерные программы.

На нашем сайте появились новые онлайн-игры, помогающие запомнить названия букв русского алфавита, а также развивающие фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска»

Эта игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Ребёнок выбирает нужную букву, слышит её название и видит на экране картинку, соответствующую слову на выбранную букву. Картинку можно раскрасить с помощью цветовой палитры и кисточки.

При выборе слова на согласную букву (звук) дополнительно ребёнку можно предложить определить мягкость или твёрдость первого согласного в слове.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска»

Игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова по правилам русской фонетической транскрипции.

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал. Если нажать мышью на слово «Подсказка» поверх картинок появятся их названия.

Данная онлайн-игра представлена в 2-х версиях: упрощённой и сложной.

В упрощенной версии отсутствуют слова со звонкими согласными на конце слова и с йотированными и безударными гласными.

Эта версия хорошо подходит для работы с дошкольниками при формировании у них элементарных навыков звукового анализа слова.

Описанные игры вы найдете в разделе "Детям" нашего сайта "Логопедические Программы".

Надеюсь, игры вам понравятся и помогут на занятиях. Если у вас возникнут вопросы или предложения, пишите!

На этом всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное