Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей?Бурно и эмоциональнои порой очень громогласно. А как надо? Не реагируйте поспешно. Возьмите паузу. Вы расстроены? Раздосадованы? Разозлены? Переживите импульсивную стадию вашего реагирования в одиночестве, чтобы потом не было мучительно больно
вашему ребенку и стыдно вам за все сказанное и сделанное.
Когда мы, взрослые, стыдим и ругаем ребенка за допущенные ошибки, мы можем невольно дать ему понять, что он - плохой и не заслуживает нашей любви. Плохо ругать за ошибки и промахи маленьких детей, не слишком-то эффективно ругать и стыдить и более старших. А уж проделывать это с подростками и вовсе опасно.
Когда ребенок допускает ошибку, не зацикливайтесь на том, кто виноват (и как больнее наказать
виновника). Лучше сосредоточьтесь вместе с ребенком на том, что делать.
Когда мы деликатно подсказываем ребенку реальный способ исправить ошибку, он учится брать на себя ответственность . Если же мы просто осуждаем ребенка, он впадает в смятение: «Что же будет?». У него возникает убеждение: «Я ошибся; наверное, я плохой!». И приходит к такому выводу: «Надо все скрыть, иначе мне будет плохо». Разве мы к этому стремимся, воспитывая
его?
Старайтесь спокойнее реагировать на ошибки, оплошности и промахи . Хорошим выходом из ошибки может быть предложениеродителей искупить, загладить свою вину. У любого человека, а у растущего тем более, непременно должно быть такое право.
Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит десять раз напоминать ребенку, что вот тогда-то он потерял зонт, или вот тогда-то он сломал новую игрушку, порвал рубашку, разбил вазу…
При спокойной, конструктивной реакции родителей на допущенную ошибку ребенок сумеет разобраться в том, что произошло и что теперь с этим делать. Мы, к сожалению, чаще ищем простого и быстрого решения проблемы. Но просто и быстро ничего хорошего не получается. Быстро с ними не бывает. А просто - тем более.
Научитесь чистосердечно признавать собственные ошибки. Допустив ошибку, скажите
(хочу предупредить: не у всех это сразу получится), глядя ребенку в глаза: «Я был неправ. Я ошибался. Извини! Позволь мне исправиться!» (Скорее всего, ребенок потом будет, совершив ошибку, поступать точно так же.)
Вместо нотаций постарайтесь вместе с ребенком провести разбор случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?» И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?» И не подсказывайте сразу, не давайте детям готовых ответов. Пусть они ищут эти ответы сами.
И кстати, почему родителям непременно надо быть правыми? Стоит ли
упорно доказывать детям свою правоту («А я тебе что говорила? Я, как всегда, оказалась права!»)? Да, дети ошибаются. Но они и сами это поймут, если вы дадите им время.