Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наши дети

  Все выпуски  

Наши дети Учимся пересказывать


Складываем кубик

Весь материал школьной программы основан в большей степени на пересказе, поэтому важно развить этот навык еще до школы.
Повседневная речь детей становится такой, какой они слышат ее от окружающих, а значит, часто с минимальным словарным запасом. Сравнительные обороты, прилагательные, наречия в повседневной речи используются очень редко. Поэтому, если мы хотим слышать у ребенка красивую связную речь, украшенную образными словосочетаниями, прежде начнем с себя. Во-первых, начнем следить за своей речью, пытатемся использовать все 
богатство русского языка. Главная задача – внести больше прилагательных, сравнительных оборотов, употреблять развернутые высказывания. Тогда речь станет образной и яркой.

Знание ребенка

На первых порах будет сложно (вместо «подай чашку», говорить «подай, пожалуйста, белую чашку с золотой каемкой, стоящую на первой полочке в кухонном шкафу»). Когда будете задавать вопросы ребенку, постарайтесь сформулировать их так, чтобы он не смог ответить однозначными «да» или «нет», а ему пришлось бы дать боле развернутый ответ. Например: «На улице прекрасная погода! Солнышко ярко светит. Когда мы отправимся погулять в парк, какие ботиночки наденем? Может, пригласим кого-нибудь с нами на прогулку?»

Постепенно вы привыкните говорить предложениями, полными образных сравнений и прилагательных. Хорошо, если и все в доме вас поддержат и переключатся на такой более яркий способ общения.

Обучение пересказу начинается со знакомых малышу историй и сказок. Мама начинает рассказ и в ходе повествования, не закончив предложение, замолкает и предлагает ребенку вспомнить конец фразы. Когда этот навык у малыша закрепится, можно меняться ролями – он начинает, а мама продолжает. Постепенно малыш с легкостью сможет пересказать сказку самостоятельно.

Ребенок
обучается

Театрализация сказки помогает ребенку запомнить сюжет. Используйте игрушки или пальчиковые куклы. Проигрываете сначала сказку сами, а затем просите ребенка побыть в роли актера, озвучивая всех персонажей. Игра эффективнее попыток простого пересказа.

Огромная роль в пополнении словарного запаса малыша отводится чтению. Постарайтесь правильно выбрать литературу для ребенка: меньше произведений с динамичным сюжетом и массой диалогов. Больше описательной литературы о животных, природе, путешествиях. Чаще обращайтесь к произведениям классиков, и со временем вы все более будете чувствовать богатство, мелодику и красоту русского языка.

Игра

Если в рассказе встретятся незнакомые ребенку слова и выражения, объясните их, приведите примеры их употребления. Предложите ребенку самостоятельно сочинить предложения с новыми словами.

Книга – очередной повод разговора с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Читайте минут пятнадцать, затем поговорите о прочитанном. Если ребенок еще мал, то и вопросы будут простые: «О чем говорится в сказке? Что сделал ежик? Куда побежал зайка?» Ребенку постарше и вопросы сложнее: «Правильно ли поступила девочка? Как ты думаешь, что может произойти дальше? А ты как бы поступил на месте героя?»

Сначала ребенок пересказывает текст по-своему, затем вы просите описать, либо героя, либо обстановку или время года, используя больше авторские образы и слова (при чтении старайтесь их выделить интонационно).

Обучение

Задавая вопросы, родитель направляет беседу и строит диалог. Иногда можно сознательно высказать «неправильное» мнение, чтобы малыш мог заметить ошибку и поправить. Тем самым вы вынудите ребенка выразить личное мнение о прочитанном.

По ходу прочтения текста мама или папа отмечает вслух, что ему понравилось или поразило: возможно, красивое сравнение, яркое описание чего-то или смелое действие героя. Должен состояться диалог между ребенком и книгой.

Обратите внимание на то, чтобы разговор о прочитанном, не напоминал допрос: вопрос – ответ. Беседуя, вы можете вспомнить похожего героя или ситуацию из ранее прочитанной книги. Вынуждайте ребенка говорить расширенными предложениями.

Пересказ по картинке – еще один из наиболее эффективных методов по запоминанию содержания текста. Книги для детей хорошо оформляются, и ребята с удовольствием рассматривают иллюстрации. Правильно лишь продумайте вопросы, которые заставляли бы ребенка вспоминать события или описания в тексте: «А ты как представлял себе девочку?», «Как ты думаешь, художник правильно нарисовал домик, в котором живет наш герой?», «А что произошло дальше?» и т.д.

Часто первоклассники не понимают смысла и содержания текста, поэтому не могут грамотно его пересказать.

Сначала нужно разобрать смысл новых слов и понятий, встретившихся в тексте, найти к ним похожие, по значению. Если при пересказе он и забудет нужное слово, то сможет употребить вместо него синонимичное. Чем больше будет «разжеван» текст, тем грамотнее будет пересказ.

И еще совет: чаще играйте с ребенком в игры, которые развивают речевой запас детей.



В избранное