Весьматериал школьной программыоснован в большей степени на пересказе, поэтому важно развить этот навык еще
до школы. Повседневная речь детей становится такой, какой они слышат ее от окружающих, а значит, часто с минимальным словарным запасом. Сравнительные обороты, прилагательные, наречия в повседневной речи используются очень редко. Поэтому, если мы хотим слышать у ребенка красивую связную речь, украшенную образными словосочетаниями,
прежде начнем с себя. Во-первых, начнем следить за своей речью, пытатемся использовать всебогатство русского языка. Главная задача – внести больше прилагательных, сравнительных оборотов, употреблять развернутые высказывания. Тогда речь станет образной и яркой.
На первых порах будет сложно (вместо «подай чашку», говорить «подай, пожалуйста, белую чашку с золотой каемкой, стоящую
на первой полочке в кухонном шкафу»). Когда будете задавать вопросы ребенку, постарайтесь сформулировать их так, чтобы он не смог ответить однозначными «да» или «нет», а ему пришлось бы дать боле развернутый ответ. Например: «На улице прекрасная погода! Солнышко ярко светит. Когда мы отправимся погулять в парк, какие ботиночки наденем? Может, пригласим кого-нибудь с нами на прогулку?»
Постепенно вы привыкните говорить предложениями, полными образных сравнений и прилагательных.
Хорошо, если и все в доме вас поддержат и переключатся на такой более яркий способ общения.
Обучение пересказу начинается со знакомых малышуисторий и сказок. Мама начинает рассказ и в ходе повествования, не закончив предложение, замолкает и предлагает ребенку вспомнить конец фразы. Когда этот навык у малыша закрепится, можно меняться ролями – он начинает,
а мама продолжает. Постепенно малыш с легкостью сможет пересказать сказку самостоятельно.
Театрализация сказки помогает ребенку запомнить сюжет. Используйте
игрушки илипальчиковые куклы. Проигрываете сначала сказку сами, а затем просите ребенка побыть в роли актера, озвучивая всех персонажей. Игра эффективнее попыток простого пересказа.
Огромная роль в пополнении словарного запаса малыша отводится
чтению. Постарайтесь правильновыбрать литературу для ребенка: меньше произведений с динамичным сюжетом и массой диалогов. Больше описательной литературы о животных, природе, путешествиях. Чаще обращайтесь к произведениям классиков,
и со временем вы все более будете чувствовать богатство, мелодику и красоту русского языка.
Если в рассказе встретятся незнакомые ребенку слова и выражения,
объясните их, приведите примеры их употребления. Предложите ребенку самостоятельно сочинить предложения с новыми словами.
Книга – очередной повод разговора с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Читайте минут
пятнадцать, затем поговорите о прочитанном. Если ребенок еще мал, то и вопросы будут простые: «О чем говорится в сказке? Что сделал ежик? Куда побежал зайка?» Ребенку постарше и вопросы сложнее: «Правильно ли поступила девочка? Как ты думаешь, что может произойти дальше? А ты как бы поступил на месте героя?»
Сначала ребенок пересказывает текст по-своему, затем вы просите описать, либо героя,
либо обстановку или время года, используя больше авторские образы и слова (при чтении старайтесь их выделить интонационно).
Задавая вопросы, родитель направляет беседу и строит диалог. Иногда
можно сознательно высказать «неправильное» мнение, чтобы малыш мог заметить ошибку и поправить. Тем самым вы вынудите ребенка выразить личное мнение о прочитанном.
По ходу прочтения текста мама или папа отмечает вслух, что ему понравилось или поразило:
возможно, красивое сравнение, яркое описание чего-то или смелое действие героя. Должен состоятьсядиалог между ребенком и книгой.
Обратите внимание на то, чтобы разговор о прочитанном, не напоминал
допрос: вопрос – ответ. Беседуя, вы можете вспомнить похожего героя или ситуацию из ранее прочитанной книги. Вынуждайте ребенка говорить расширенными предложениями.
Пересказ по картинке– еще один из наиболее эффективных методов по запоминанию содержания текста. Книги для детей хорошо оформляются, и ребята с удовольствием рассматривают иллюстрации. Правильно лишь продумайте вопросы, которые заставляли бы ребенка вспоминать события или описания в тексте:
«А ты как представлял себе девочку?», «Как ты думаешь, художник правильно нарисовал домик, в котором живет наш герой?», «А что произошло дальше?» и т.д.
Частопервоклассникине понимают смысла и содержания текста, поэтому не могут грамотно его пересказать.
Сначала нужно разобрать смысл новых слов и понятий, встретившихся в тексте, найти
к ним похожие, по значению. Если при пересказе он и забудет нужное слово, то сможет употребить вместо него синонимичное. Чем больше будет «разжеван» текст, тем грамотнее будет пересказ.