Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! Культура мышления


Мудрый  руководитель  не  формирует  событие, но позволяет развернуться

процессу самому. Если тебе какая-то ситуация кажется сложной, предоставь  ее

себе самой. Предоставленная сама себе, она сама собой и разрешиться.

Здравия РОДИТЕЛИ!!
Любопытная на мой взгляд статья про обучение.
КУЛЬТУРА   МЫШЛЕНИЯ

 

                                                                                                      «Логика  - есть преследователь

                                                                                                               темного и запутанного

                                                                                                                         мышления»

                                                                                                         Дж. Миль.

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

1. –  ВСЕ ЛИ ЛЮДИ УМЕЮТ ЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ?

        Все, за небольшим исключением.

   Об этом пишет Зегет в своей книге «Экспериментальная логика»

       «В общем люди мыслят логически правильно».

2. – КТО ЖЕ ВХОДИТ В ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ?

       Психически больные люди. Шизофреники по утверждению Шибутани.

       Он пишет  об этом в своей книге «Социальная психология».


3. – ЗАЧЕМ ЖЕ ИЗУЧАТЬ ЛОГИКУ, ЕСЛИ ВСЕ ЛЮДИ МЫСЛЯТ?

          Это обыденная логика – оперирующая словами. По этому поводу

       смотрите Грегорчика А. «Популярная логика».


4. – А ЧТО ТАКОЕ ОБЫДЕННАЯ ЛОГИКА?

Она для повседневности.

«Стоит ли изучать науку логику, если человек от природы мыслит логически правильно. Этого, как мы его называем, спонтанного логического мышления достаточно, как правило, для повседневного пользования» - пишет Зегет.


5. – А ЧТО, ЕСТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ?

Есть. Это уровень понятий. И притом научных понятий.

Так как в абстрактное мышление кроме слов входят и понятия, смотрите Тихомирова «Психология мышления».


6. – А ЧТО ЭТИМ МЫШЛЕНИЕМ, НЕ ВСЕ ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ?  

Вот этим мышлением не обладает практически никто (уже без всякого

исключения). Ни тёмный и забитый человек. Ни гений. Смотрите книгу Тульвтсте Н. «Культурно историческое развитие вербального мышления» о том, как люди не смогли сделать элементарных умозаключений.

                                     

7. – С ТЕМНЫМИ ПОНЯТНО, А ГЕНИИ?

Даже авторы книг по логике не обладают этим мышлением. Сам Гегель

погорел на этом. Будучи сам автором «Наука логика», он неправильно

(с нарушением правил формальной логики) определил, что такое  - «Государство». «Государство есть проявление политического мирового духа».


8. –  НУ  И ЧЕМ ПЛОХОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Тут сразу несколько ошибок. Нарушены чуть ли не все правила определения понятий. Первое, не указан ближайший род и видовой отличительный признак, как этого требует классическое определение. И второе, определение должно быть ясным. Вам из определения стало ясным и понятным, что такое «государство»? Нет. Мне тоже.

         Эта  ошибка  определения  называется  "определение  неизвестного  через 

         ещё более неизвестное". Вот за это он и попал под критику логиков.

         Смотрите Кирилова и Старченко «Логика».

"Определением только тогда безопасно можно пользоваться для вывода, когда известно, что это реальные определение, и что они не заключает в себе противоречия". Лейбниц.

9. – А ЧТО ТАК ТРУДНО ДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ?

А вы сами попробуйте и убедитесь. Как трудно без нарушения правил 

    определения давать классическое определение понятий. Недаром же

        Платон писал: «Должен быть почитаем как Бог  тот, кто хорошо

        может   определять и делить».

10.- А КАКИЕ ПОНЯТИЯ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ?

Ну хотя бы «интеллект», «культура», «слово», «предложение» и другие.   Одного  только  определения  понятия  «интеллект» более  70  по данным

     Зинченко.  «Культура», как понятие имеет около 500 определений

     согласно Боголюбову.

     Понятие «слово» около 600 определений, а «предложение» держит первое

     место по количеству определений около 1000!

11.- А МОЖЕТ И НЕ НУЖНО С НИМИ МУЧИТЬСЯ?

Нужно и притом со школьной скамьи. Так как в школе уже изучаем науки. А в каждой науке есть понятия. А понятия согласно логике нужно определять. Согласно Серебряковой В.С. «В любой науке всем основным понятиям даются точные определения».

«Язык науки – это прежде всего её понятийный аппарат»- пишет академик Фролов в книге «Введение в философию».

12. - А ЗАЧЕМ НУЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ?

Чтобы были правильные рассуждения. Так как понятия - составная часть

         суждения. А ещё Пуанкаре сказал: «Нельзя ввести точность в

         рассуждения, если она не была введена в определение».

                                               

13. - А ЗАЧЕМ РАССУЖДЕНИЯ?

Без них не будет и правильных умозаключений. Сперва определение

понятий, затем тезисы (суждения), затем доказательство умозаключения.

«Первую причину абсурдных заключений я приписываю отсутствию метода, тому, что философы не начинают свои рассуждения с дифиниции, т.е. с установления значения слов своих, как будто они могли бы составить счет, не зная значения числительных: один, два, три…», - писал Гоббс.


14. - ЕЩЁ И ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ?

 -  Конечно. Так как одно слово может быть в нескольких значениях.

   Об этом писал Декарт: «Определяйте значения слов и вы избавите свет

    от половины его заблуждений».

15.- НУ, А ЕСЛИ СИНОНИМЫ?

 - Синонимы хороши в искусстве, а не в науке.

    «Наука не  признает синонимов» - пишет академик Платонов К.К.

16. - А  ЕСЛИ ТЕРМИНЫ?

Нельзя перебарщивать с терминами.

Именно про это Е. И. Рерих писала: «…одни трёхэтажные термины».

17. - И КОГДА ВСЕ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Прямо в начале разговора.

Об этом писал Аристотель: «Давайте определения в начале разговора. Все равно вам это придется сделать в конце».

18. - И ЕСЛИ ВСЕГО ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ?

Тогда не поймут.

Академик Александров пишет: «Простой смертный поймет, что все это не понятно».

19. -ЭТО  ПИШУТ НЕ ДЛЯ СМЕРТНЫХ, А ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ?

 - Тираж говорит об обратном. Да и профессионалы не понимают друг друга.

  "Бывает, впрочем, как я не без удовольствия обнаружил, что и

   профессиональные философы не понимают друг друга", – пишет Моем.


20. - НО ЭТО ЖЕ МНЕНИЕ НЕ ФИЛОСОФОВ?

Да ради Бога, есть и ученых и философов.

«Современные философские тексты, действительно, подчас недоступны не просто образованному человеку, но и профессиональному философу, причем довольно однозначно прослеживается зависимость, при которой, чем меньше вложил собственного смысла автор в текст, тем усложненней, туманней форма изложения»,- пишет профессор Солонин Ю.Н.


21. - И ДАЖЕ СТУДЕНТЫ НЕ ПОНИМАЮТ?

Откуда поймут.

«Как же, спрашивается, учащиеся или студенты могут достаточно правильно понять материал учебника, если нет явных определений основных (пусть даже только нескольких) терминов», - пишет Г. А. Петров


22. - И ЕСЛИ НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ ВСЕГО ПЕРЕЧИСЛЕННОГО?

Не печатать.

«Редакторам научных журналов в этой связи следует не принимать в печать рукописей в которых нет явных определений основных терминов», - пишет Петров Г. А.


23. - НУ, А ЕСЛИ ТАКИХ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МНОГО?

Основных понятий не может быть много, на то они и основные.

«Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука должны быть ясными и приведены к самому меньшему числу. Только тогда они могут служить прочным и достаточным основанием учения», - писал Лобачевский.


24. - А  СКОЛЬКО, ЭТО САМОЕ МЕНЬШЕЕ ЧИСЛО?

Столько, сколько нужно для объяснения какого то явления, но не  больше.

         Тут действует принцип Оккамы.

«Не размножать сущности без надобности».

25. - А МОЖЕТ ЛОГИКА ВООБЩЕ НЕ УЧИТ МЫСЛИТЬ?

      - Гегель впоследствии сделал именно такой вывод. Мол, логика вообще:

       «Учит мыслить также, как физиология учит переваривать».


26. - ЗНАЧИТ УЧИТ?

Ещё как учит.

Академик Павлов И. И. писал на счет физиологии: «Задача физиологии - научить человека как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».


27. - А ЛОГИКИ?

        Логика - единственная наука, которая занимается формой мышления.

   «Что  касается  логики,  то  её  задача  как  науки  научить человека

обязательно применять законы мышления и на этой основе оперировать понятиями»,- пишет профессор Челепанов.


28. - И КОГДА НУЖНО ОБУЧАТЬ ВСЕМУ ЭТОМУ?

С детства.

«…привычку  определять  основные  термины  надо  с ученической скамьи», - пишет Петров Г. А. в своей книге «Азбука логического мышления».


29. – А ЕСЛИ НЕ ОБУЧАТЬ ЛОГИКИ С ДЕТСТВА?

  Ни один учебный предмет не поймут. И из - за этого отпадает всякое желание учиться


30. – А КАКАЯ СВЯЗЬ ЛОГИКИ С ПОНИМАНИЕМ?

          Логика - единственный канал понимания. Находят интуицией, но доказывают логикой. 

Удачи!

Елена

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры


В избранное