Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА Николай Курдюмов.


"Слова - сильнейший из наркотиков, употребляемых человечеством".

(Р.Киплинг)

 

Приветствую вас РОДИТЕЛИ!

 Сегодня окончание   выборки  из книги

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОПУПЕМА»  Николай Курдюмов.

    

          3.  ПРОВЕРКИ И ЭКЗАМЕНЫ

Напоминаю, что произведение сие проходит под грифом «невыполнимая фантастика», и предназначено только для индивидуального использования. Уточняю: совсем не хочу обесценить чью-то реальную работу. В том числе и экзамены с проверками. В разумном обучении они выглядят так же фантастично и непохоже. Но знать о них всё равно полезно.

                             ОЦЕНКИ

Человек учится, чтобы получить способность. Если всё отработал до конца – она есть.  Если не отработал хоть что-то, какую-то часть – её нет. Это очень просто. Неполная способность – это, в общем, неспособность, так как на деле быстро возникнут трудности с применением. Этим грешат почти все платные практические курсы: окончил, вроде научился и многое узнал, а потом немного попробовал – и всё, и  как-то постепенно забылось.

Поэтому в разумном обучении есть только одна оценка: «овладел в совершенстве».  Если речь идёт о способности, любые другие оценки – предательство.

А если человек «не сдал экзамен»?  Ну, тогда его просто отправляют проходить материал повторно, а не портят «неудами» журнал или зачётку!

 

Наша оценочная система – цифровое выражение взаимного договора о неспособности обучать и обучаться, о котором я уже упоминал.  Тройка или четвёрка по сути означает: «Я не смог тебя научить – а ты научиться. Иди дальше, и сам расхлёбывай свои проблемы, а я - пас».  Кроме того, за несколько минут установить уровень реальных знаний ученика невозможно – для этого надо проверить всю тему или весь курс. Значит,  к самому обучению оценки имеют очень мало отношения.  Что же они такое? Зачем  и почему мы их ставим?

Во-первых, чтобы не отвечать за результат.   Оценки спихивают всю ответственность на ученика:  делает, старается – хорошо, а не может – значит, не старается!  Совершенно непробиваемое и универсальное оправдание.   Каким бы халтурщиком ни был учитель - он всегда прав. Умные учителя понимают: «двойки ставим себе», но реально ничего сделать не могут.

Во-вторых, оценки – способ контроля.  Недаром ребята иногда жгут дневники и журналы.  Если обучение настоящее – кондуиты ни к чему.

А в третьих, оценки – отличный инструмент психологического давления. Если бы мы ставили их объективно, они имели бы какой-то смысл. Но это бывает редко.  Чаще мы награждаем пятёрками  не просто «блестящие ответы», а  «хорошее поведение»: демонстрацию послушания, старания   и внешней активности, а то и откровенное заискивание  и  кокетство. 

Все мы – люди.  Редкий учитель, особенно молодой,  остаётся профессионалом под напором распахнутых глаз,  обаяния и красноречия, как бы мало оно не относилось к ответу на заданный вопрос. И редкий учитель поставит пятёрку своему завзятому классному «врагу» - как бы хороша не была его работа.

Увы – оценки часто отражают наши личные отношения с учениками.  Могу только добавить: чем это ярче выражено, тем больше ребята презирают такого учителя.

И ещё мы любим награждать оценками за старание.  Он же учил, старался, три часа сидел! Братцы, это – чистое сочувствие, не имеющее отношения к учёбе.  Оценка-то должна соответствовать РЕЗУЛЬТАТУ.  При чём тут старание!?  Посмотрите трезвыми глазами: что мы делаем в жизни?  В основном «стараемся».  Мы стараемся, толку от этого – чуть, а награды и сочувствия нам  подавай – по полной программе! Это потому, что нам ставили хорошие оценки «за старание».

 Трудолюбие – величайший миф этой планеты.  Его смысл прост: главное – не бойся трудиться, а остальное не так важно.  Вот мы и трудимся - не задумываясь о результате.   А те, кто задумался, видят: в жизни всё наоборот. Процветает не тот, кто трудится, а тот, кто достигает результата меньшими усилиями.  Тот, кто умеет трудиться  головой,  всегда использует тех, кто привык трудиться бездумно.   Лучший способ поработить человека – заменить способности трудолюбием.  Этим, в общем целом, и занято наше образование.

 

                     ЭКЗАМЕНЫ И ПРОВЕРКИ

 

                                                                   Экзаменов не будет. Все билеты проданы.

 

Если курс проходится по контрольному листу, в специальных экзаменах нет никакого смысла.  По каждой главе курса  ты отработал до результата всю цепочку заданий и упражнений, рядом с которыми наши контрольные работы – детский лепет.  Последняя подпись наблюдателя – это подтверждение того, что ты теперь способен применять изученное.  Какие тут ещё нужны экзамены?..

Но уж если они есть, можно говорить о том, насколько они  корректны и целесообразны.

Разумный экзамен может выглядеть так.

1. Студента просят точно определить некоторые важные слова – вразброс. Если он запинается и ошибается – ясно: предмет не может быть усвоенным.  Это уже аксиома, проверенная тысячи раз: если есть непонятые слова, понимание материала невозможно. Такого студента без лишних слов отправляют на переподготовку.

Не думайте, что это – перегиб, узурпация.  Я прошёл через это. Вы усвоили материал ровно настолько, сколько слов точно и верно понимаете. Не обязательно требовать определения всех слов текста подряд.  Но все важные  понятия и термины должны быть точно определены.  Я не советую делать такой эксперимент на реальном экзамене – сдавших не будет, включая и всю профессуру.  Но вот дома, при залатывании дырок, это весьма применимо.

2. Если все слова определены, студенту предлагают разные ситуации и просят  объяснить, а то и показать, продемонстрировать, как он будет действовать.  Можно попросить объяснить – почему он делает именно так.  Если человек действительно научился применять, его не смущает смена ситуаций, ролей, данных и вводных.  Вот тут на переподготовку красивым клином улетят все «блестящие студенты»,  зубрилки и пустозвоны, выучившие определения назубок.  (Кстати, при чём тут «зубок»?..)

3.  Студенту выдают сертификат и поздравляют. На этом разумный экзамен заканчивается. 

Конечно, если охота отыграться за все мучения, насладиться статусом преподавателя или насмотреться на красивые юные лица и тела,  можно задавать кучу теоретических вопросов: когда было то, сколько стало этого, кто сказал о том-то, и почему об этом не сказал другой.  Но, между нами, это унизительно, бессмысленно  и тоскливо для нормального, сознательного студента.

 Нормальный человек знает: справочный материал, и вообще любой фактаж – для того и накоплен в справочниках, чтобы не засорять им мозги.  Сам по себе, как предмет изучения, фактаж никому не нужен.  Он может помочь в деле – и тогда его легко найти. Навык работы со справочной литературой – вот всё, что нужно для владения любым фактажом.

 Посему, пространные  вопросы – скорее вид подавления, демонстрация контроля.  Кстати, есть всего один способ завалить знающего, но неугодного  студента:  теоретические вопросы.  

  Тут есть и другая сторона. Экзамен – не просто проверка.  Экзамен – этическая процедура.  Это момент подтверждения успехов.  И преподаватели, и студенты здесь подтверждают друг другу, что не зря вместе работали.  Студенты получают награду – одобрение. Преподаватели получают награду – возможность одобрять учеников.  Если это разрушить, смысл экзамена теряется.

           Посему,  нормальный экзамен  требует времени:  чтобы подтвердить успех студента,  нужно проверить весь материал.  Во-первых, если человек успешно отработал курс, он хочет показать все свои успехи.  А во-вторых, только так вы убедитесь, что сами отработали качественно.

Не подтвердить успех – то же, что бить по рукам.

Не убедиться в своём результате – ещё хуже. В обычной, «билетной» системе, если вся группа выучивает только половину материала, то полгруппы неучей уходит с блестящими оценками.

Вот поэтому, если уж всерьёз экзаменовать, то - по каждой главе, а не раз в полгода!

            - Ну-с, что тут у нас?..    Да-с…  Учебные курсы – справочный материал, стиль экзамена – теоретические вопросы, система проверки – лотерея.  Всё те же симптомы, батенька, всё те же! 

            -  Ага. Хреново мне, доктор…

Удачи!

Елена

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры


В избранное