Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА»


Находясь  в  Бытии,  а  не в Делании.

Используй формулу: Быть - Делай -Создать.

Приветствую вас РОДИТЕЛИ!

 Сегодня продолжение   выборки  из книги

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОПУПЕМА»  Николай Курдюмов.

 

2.  ВТОРОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ: НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ.

Даю массу: вы строите  башню.  Сначала вы делаете и закрепляете все опоры первого этажа. Потом на них ставите второй этаж. В нём вы тоже хорошо закрепляете все опоры и конструкции.  Так же – третий этаж, и так далее.  Вдруг очередной этаж рушится. Это вы в спешке не затянули несколько болтов на предыдущем этаже. Но это полбеды.  Вдруг кренится вся башня – оказывается, на первом этаже забыли поставить одну опору.

Постепенность – это цепочка действий, где каждое следующее происходит благодаря предыдущему.   Это – основа любого реального процесса.  Например, чтобы съесть шоколадку, нужно 1) найти деньги, 2) подойти к магазину, 3) зайти в него, 4) купить шоколадку, и 5) – съесть её? Нет, 5) – сперва развернуть.  Съесть – это 6). Нетрудно видеть, что недоделка или пропуск любого пункта полностью исключает результат. Не верите – попробуйте!

Освоение любого предмета, темы, навыка имеет свою постепенность.  Последовательность шагов.  Эта последовательность однозначна, конкретна и точна.  Курс – и есть такая последовательность. Нельзя пропустить или поменять шаги местами.  Потому что только полное  освоение одного шага (навыка, идеи) делает возможным освоение следующего. При любом  нарушении постепенности конечная способность не достигается.

Что мы тут имеем?  Похожую картину.

Если в начальной школе постепенность выстроена достаточно корректно, то дальше её следы теряются в тумане.  Но даже в началке шаги учёбы не осваиваются до конца.

Всё мы - разные.  Шаги тоже разные.  Общее – одно: все шаги доводятся до конечного результата.   Упражнение, которое я прошёл за два часа, кто-то может проходить месяц – но он его закончит с той же победой! Время не имеет значения – важен результат.

 Поурочная система в принципе запрещает полное освоение шагов. Перескочить дальше, не освоив предыдущее – узаконенное школой нарушение постепенности.  Вы берётесь за новую тему или упражнение, и чувствуете: не идёт, не можете, не получается!  При этом, как и в случае с массой, возникают свои чёткие реакции: замешательство, смятение, чувство, что голова идёт кругом,  ощущение беспомощности. 

Если такие симптомы появились на фоне нормальной учёбы, лекарство одно – восстановить постепенность.  Нужно вернуться назад, к предыдущему шагу - туда, где ученик ещё не испытывал трудностей, где ему было всё понятно.  Вот именно тут, где-то ближе к концу, ему на самом деле что-то не понятно. Тут он что-то упустил, недоработал.  Как только пропуск будет найден и освоен – затор исчезнет.

 Возможно, упущенный шаг далеко позади. Тогда ученик уже давно скачет по верхам, учится механически, не вдумываясь в предмет. Большинство ребят переболели этим ещё в началке или в среднем звене, и, не найдя выхода,  махнули рукой и полностью самоустранились от предмета.  Они просто сидят на уроках,  иногда проговаривая какие-то фразы и что-то списывая, как того требуют школьные правила игры.  Восстановить такое нарушение – значит, фактически просмотреть назад весь курс и залатать все дырки. Вряд ли это возможно полностью, но со своими детьми я проделал нечто похожее – и с хорошим эффектом.   Это – тема отдельного эссе.

 

1.      ТРЕТЬЕ, ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ:  НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА.

 

Слова – это полнейший ужас нашего ума.

О них сказано много мудростей, но это нам мало помогает.

Вводная 1: при разговоре или в тексте каждое слово имеет одно конкретное значение.  То, которое имеет в виду автор.  Это очевидно и понятно.

Вводная 2:  почти каждое слово имеет в языке несколько значений.  Откройте толковый словарь и убедитесь.  Редкие слова имеют одно определение.

Значение слов определяется контекстом.   «На планете есть жизнь» - одно,  «Жизнь у меня поганая» - совсем другое, а «Его жизни угрожает опасность» - вовсе третье.  И у каждой «жизни» - точное определение!

При этом,  чем проще и общеупотребительнее слово, тем больше значений оно может иметь.  Такие слова, как «реальный», «жизнь», «любовь»  «начало», «время» и прочие основы языка – имеют по два десятка значений.  Я уже молчу о предлогах, междометиях, местоимениях  и союзах – их определения  занимают по целой странице в словарях. 

Вводная 3: все люди по-разному владеют определением слов.

Мы живём в разных местах и воспитываемся в разной среде.  В результате восприятие языка у каждого человека индивидуально.  Не просто кто-то не знает каких-то слов. У каждого есть свои фиксированные убеждения о словах!

Существует десять прекрасных, эффективных  способов не понимать слова.  Например, одних слов мы не знаем вообще, другие знаем неполно, третьи – неверно или неточно;  про четвёртые мы что-то придумываем сами и уверены в правильности; пятые путаем с синонимами, шестые не так толкуем в контексте; седьмые просто упускаем,  а при упоминании о восьмых нас  переклинивает – мы их отвергаем или навязчиво удерживаем, и вообще не хотим прояснять. Для тебя любовь – святыня, а для меня – болезнь, и мы будем спорить до хрипоты.  Зато для тебя культура – это культура, а когда меня попросили определить это слово, я аж словарь бросил от злости: меня в детстве ругали за «некультурное поведение». Я прояснял это слово и все его производные целый день! И наконец понял - ничего подавляющего в культуре нет! Вот сейчас я употребляю это слово в его всеобщем значении.

Вводная 4: сложите все три указанных вводных. Теперь вы имеете больше шансов понять, почему никак не можете договориться, если разгорается спор.  Я недавно дискутировал с другом-астрологом о жизни – и был снова поражён, насколько по-разному мы трактуем многие известные слова!

Вот для этого, братцы,  и существуют толковые словари. Это – единственные книги, дающие возможность овладеть языком так, чтобы понимать других и быть понятым.  Возможно, на уровне быта это ни к чему. Но мы ведь - учителя, или где?..               

 

Продолжение следует…….

 

Интересны ваши комментария,  РОДИТЕЛИ!

Удачи!

Елена

 

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры

 

 

 

 


В избранное