Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сто тысяч почему

  Все выпуски  

Развитие речи у детей 2 лет



Развитие речи у детей 2 лет
2016-03-07 17:01 admin

Многих родителей волнует вопрос, как должна развиваться речь ребенка в том или ином возрасте. Из этой статьи вы узнаете о примерных нормах развития речи у детей 2 лет.

В возрасте с 2 до 3 лет в развитии речи малыша происходит значительный скачок. И если ребенок развивается нормально, он начинает активно и с удовольствием использовать свою речь. Конечно она еще несовершенна и взрослым придется приложить немало сил и терпения, чтобы помочь ребенку овладеть родной речью.

Словарный запас

Словарный запас в этом возрасте может колебаться от 100-200 слов в начале года и к трем годам достигает 800-1000 слов. Большое значение необходимо уделить увеличению активного словаря. В основном в речи присутствуют существительные, но начинают появляться и прилагательные с глаголами. Именно за счет глаголов и прилагательных увеличивается словарный запас. Малыш обозначает прилагательными размер, цвет, форму и другие свойства предметов.

Во второй половине года дети способны уже объединять слова в группы: одежда; мебель; игрушки. Расширяется запас слов и по мере различения таких схожих для ребенка слов, как чашка-кружка-стакан; штаны-брюки-джинсы; туфли-ботинки-кроссовки.

Зарождается первый опыт словообразования. Так с помощью суффиксов малыши образовывают уменьшительно-ласкательные слова: котик, носик, водичка и т. д.

Как расширять словарный запас в 3 года

развитие речи у детей 2 лет

Грамматический строй речи

До двух лет едва ли уделялось внимание развитию грамматического строя, ведь до этого периода малыш говорил отдельными словами и только-только начинал пробовать фразовую речь. В начале третьего года жизни ребенок при склонении существительных начинает использовать окончания, но естественно, правильно пользоваться этим он еще не умеет, поэтому использует те окончания, которые чаще других встречаются в речи. Постепенно в речи появляются существительные разных падежей.




Ребенок пользуется глаголами в единственном и множественном числе, но согласовывать их в роде с существительными ему еще достаточно сложно. Также в детской речи мы наблюдаем использование местоимений: я, ты, он, она, мне, тебе; к концу третьего года появляются предлоги: в, на, под, за.

Произношение звуков родного языка

Как и все стороны речи, произношение развивается у всех детей по разному. Некоторые дети в 2 года могут произносить все звуки родного языка достаточно чисто. Но в основном малышам трудно даются такие звуки, как Ш, Щ, Ж, Ч, отсутствие их в речи двухгодовалого ребенка — норма. Еще сложнее звуки Л, Р, Р‘. Они могут заменяться звуками Лили Й или отсутствовать вовсе.

Ребенок 2,5 лет способен различать в произношении твердые и мягкие звуки Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З. Так в слове «дом» звук Д будет твердым, а в слове «день» малыш должен произнести этот же звук мягко.

Также необходимо побуждать ребенка заменять звукоподражательные конструкции нормальными словами: би-би-машина; ням-ням-кушать; бай-бай-спать.

Этот возраст характеризуется повышенным интересом к звучанию слова, ребенок бесконечно манипулирует словом, рифмует слова, повторяет по несколько раз. Благодаря этому происходит естественное развитие артикуляционного аппарата и, как следствие, звуковой стороны речи. Полезно делать артикуляционную гимнастику в форме игры.

Фонематический слух

Недостаточное развитие фонематического слуха — барьер на пути к овладению чистым произношением звуков речи. К двум годам малыш может улавливать ошибки произношения в чужой речи, но своих ошибок в произношении он пока не замечает. Но к трем годам ребенок должен научиться слышать неправильное звучание и собственной речи. Можнопоиграть с малышом в специальные игры для развития фонематического слуха.

Связная речь

В начале третьего года жизни ребенок может использовать лишь совсем простые короткие предложения. Но речевое развитие в этом возрасте стремительно развивается, и к трем годам малыш уже может использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Очень любят малыши слушать короткие стишки и сказки (по возрасту), рассматривать картинки к ним, отвечать на простые вопросы по содержанию произведения, но пересказать рассказ или сказку они еще не умеют. Также кроха может вкратце рассказать где он был, что видел, что делал. Для развития связной речи родителям стоит использовать это, а именно, чаще вести беседы с чадом, задавать вопросы, развивать внимание и наблюдательность, а также воображение.

Для успешного развития речи необходимо планомерно развивать все ее стороны. Занятия с малышами этого возраста проводятся только в игровой форме. Из статьи «Как развивать речь у детей раннего возраста» вы узнаете какие упражнения можно провести с малышами в форме игры.



В избранное