Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё о детских колясках - история, обзоры, тесты - История детского транспорта


Волокуша, используемая степными жителями для транспортировки детей

Волокуша, использовавшаяся степными жителями для транспортировки детей

Рассказ про историю детских колясок будет неполным, если не затронуть историю детского транспорта в принципе. Ведь детей можно перемещать не только с помощью детских колясок, ещё есть слинги, конверты, автокресла, рюкзаки и корзины.

В разные периоды развития человечества и в разных культурах применялись различные способы перемещения детей в пространстве. В целом, эти методы можно разделить на колёсные устройства, включая детские люльки и прогулочные коляски, и прочие средства. Из «неколёсных» можно выделить слинги (от английского слово sling – стропа), рюкзаки, корзины, автокресла для новорожденных (в сегодняшнем виде впервые появились в 1962 году) и велосипедные корзины. Большие и тяжелые, коляски, которые стали популярны в Британии во второй половине 19-го века, были заменены более легкими и гибкими конструкциями во второй половине 1900-х годов.

Корзины, слинги и рюкзаки

 

Слинг для новорождённого

Слинг для новорождённого

 

Нательная сумка-переноска для подросшего ребёнка

Нательная сумка-переноска для подросшего ребёнка

 

Кенгуру для ребёнка

Кенгуру для ребёнка

Нательные переноски для детей бывают различных видов: слинг, рюкзак, кенгуру и сумки-переноски. Отличаются они между собой материалами исполнения, разной степенью жёсткости, нарядностью, способами поддержки и удержания ребёнка. Слинги, кенгуру и сумки-переноски (не нательные, а обычные) используются для переноски младенцев, которые пока не могут сидеть или держать голову. Рюкзак с жёсткой рамой, нательная сумка-переноска и те же слинги и кенгуру используются для детей постарше.

Рюкзаки и слинги

дренеегипетский рисунок

Древняя египтянка, одной рукой поддерживающая ребёнка в слинге, другой тянется к блюду с фруктами

Изображения детей, переносимых в слингах можно найти в египетском искусстве, начиная с времён фараонов, но эти приспособления использовались и во многих других культурах. К примеру, американские индейцы использовали переносную колыбель (англ. сradleboard) для удобства и безопасности малышей, позволяя в то же время мамам спокойно работать и путешествовать.

Переносные колыбели закреплялись ремнями на спине матери через плечо. В путешествиях эти колыбели вешали на седло или волокушу. Этнографические исследования показывают, что это была обычная практика для всех новорождённых детей, пока те не начинали ходить. Ребёнок, перемотанный и прочно закреплённый на такой колыбели чувствовал себя в полной безопасности. Мягкие материалы, такие как лишайник, мох и измельчённая кора были использованы для амортизации и в качестве подгузников. Такие колыбели вырезались из плоских деревянных досок или собирались из гибких веток ивы или орешника и затем смягчались подстилкой из мягких, впитывающих влагу материалов. Конструкция самой переносной колыбели – это плоская поверхность с ребёнком, плотно притянутым к ней. В таком состоянии ребёнок, как правило, может шевелить только головой. В принципе, то же пеленание, только с возможностью переноски ребёнка запелёнатым.

 

Переносная колыбель североамериканских индейцев

Переносная колыбель североамериканских индейцев

 

Современный рюкзак с жёской рамой

Современный рюкзак с жёской рамой

На Западе нательные переноски для детей получили распространение в 1960-х. Примерно в то же время, рюкзак с рамкой быстро стал популярным способом переноски подросших младенцев и детей ясельного возраста. В 1986 году был изобретён слинг с кольцами и быстро стал популярным. В начале 1990-х на Гавайях была создана хорошо нам известная переноска «кенгуру».

Портативные колыбели, в том числе переносные колыбели индейцев, корзины и плетёные колыбели использовались в том или ином виде во многих культурах. Современное автокресло — это усовершенствованный наследник всех этих приспособлений.

Детский колёсный транспорт

Первым, кто разработал и создал детскую коляску, похожую на ту, что знаем мы, был Уильям Кент, ландшафтный дизайнер из Британии. В 1733 году герцог графства Девоншир попросил мистера Кента создать специальное транспортные средство, с помощью которого можно было бы перевозить детей герцога. Кент сконструировал «корзину на колёсах», которая была достаточно тяжёлой и приводилась в движение с помощью козы или пони. По сути, это была маленькая детская карета, которая богато украшалась и позволить которую себе могли только знатные и богатые родители.

Коляска - изобретение Уильяма Кента

Одна из первых колясок, созданных мистером Кентом

В Соединённых штатах коляски начали появляться в 1830-х годах. Их производил некий Бенджамин Поттер Крэндалл. Его сын активно учавствовал в семейном деле и внёс множество улучшений в коляски того времени. К примеру, он первым установил на коляску тормоза, создал первую складную коляску и приделал коляску зонтик. К 1840 году детская коляска стала чрезвычайно популярной.

Коляски делались из дерева, а укреплялись дорогими в то время латунными пластинами. Пластины часто украшались тонкой резьбой. Из названий моделей колясок ясно, кем были большинство детей, катавшихся в них: «Принцесса», «Герцогиня».

К сожалению, мне не удалось найти информации о детских колясках в Российской Империи тех времён.

В июне 1889 году, Уильям Ричардсон запатентовал свою идею первой коляски, в которой можно было катать ребёнка как лицом к себе, так и по ходу движения. Люлька была разработана таким образом, что она могла поворачиваться как к родителю, толкающему коляску вперёд, так и от него. Другим нововведением стали отдельно вращающиеся колёса, которые сделали коляску намного манёвреннее, а её изобретателя намного богаче. В 1920-х годах коляски стали более доступны и стали гораздо безопаснее. Они обзавелись большими колёсами, тормозами, более глубокими люльками и их каркас стал прочнее.

В 1965 году Оуэн Макларен, авиационный инженер по профессии, выслушал многочисленные жалобы дочери на тяжеленную коляску, с которой та путешествовала по Европе. Применив свои знания из самолётостроительной отрасли, Макларен создал лёгкую коляску с алюминиевой рамой, а потом и первую в мире коляску-трость. Коляски Maclaren до сих пор очень популярны и пользуются спросом далеко за пределами Штатов.

В принципе, уже начиная с 1980-х коляски приняли тот облик, к которому мы привыкли сегодня. Изменяются только материалы, количество фишек и «примочек», которыми производители стараются угодить как можно большему числу мам. Здесьможно посмотреть историю колясок, начиная с 1891 года в картинках.

Современные коляски

Коляски, как правило, разделяются на коляски — люльки, которые используются для новорождённых, в которых младенец проводит большую часть времени во сне и прогулочные коляски, в которых гуляют с детьми до 3-х лет. Сегодня существуют многочисленные вариации на тему этих двух колясок. К примеру, есть коляски 2 (3) в 1 или трансформеры. Если вы в первый раз видите эти слова, советую ознакомиться с Полным руководством по выбору коляски. Там подробно расписаны плюсы и минусы разных колясок. Начните с первой части руководства.

В 1970-х стали популярными детские коляски со съёмной люлькой, которая использовалась многими и как кроватка для малыша. В них уже была предусмотрена подвеска (амортизаторы), которые обеспечивали спокойный сон малышу в процессе прогулок и лёгкость управления коляской для родителя.

синяя винтажная коляска

Коляска со съёмной люлькой образца 1970-х годов

В 1983 году Филипом Бэхлером была изобретена трёхколёсная коляска. Она задумывалась, как коляска для занятий фитнесом. Большинство современных трёхколёсных моделей – вариации на тему той первой трёхколёсной коляски.

Первая трёхколёсная коляска для фитнеса

первая коляска Бэхлера для фитнеса

Примерно в то же время начали появляться специальные сдвоенные коляски для близнецов.

Сегодня, кажется, в детских колясках уже нечего придумать, выбор очень большой — на любой вкус и кошелёк. Однако, смелые изобретатели не обращают на это внимания. Вот, к примеру,  схема коляски, в которой ребёнок может принимать непосредственное участие в процессе движения:

Инновационная детсская коляска

Инновационная детская коляска

Авторы патента так поясняют свою идею непосредственного участия ребёнка в движении коляски: «…целесообразно было бы использовать коляски, в которых ребенок занимал бы не только статичное лежачее или сидячее положение, но и мог бы занимать вертикальное положение, что способствует развитию координации и опорно-двигательного аппарата». Что ж, кто знает, может быть за такими колясками будущее?


В избранное