Вы наблюдали за действиями маленького ребенка? Он за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И при этом орудует попеременно то правой, то левой рукой, а то и обеими сразу. Оказывается,
что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться. А если ребенок отдает предпочтение одной руке и рука эта — левая? «Неужели наш ребенок левша? — задаются родители вопросом и серьезно огорчаются, — ведь большинство людей — правши!»
Почему мы не пользуемся одинаково успешно
обеими руками и почему предпочтение отдается правой, хотя довольно большому количеству людей удобнее действовать левой?
У совсем маленьких детей рукость установить довольно сложно, обычно она проявляется к школьному возрасту. В возрасте от нуля до трех лет количество праворуких увеличивается с 50 до 85 процентов, а к семи годам достигает 95 процентов. Остальные
остаются левшами на всю жизнь.
Что же порождает леворукость?
Возможные причины леворукости: генетическая склонность (при наличии леворукости родственников) и мозговые травмы, полученные при родах
(патологическая леворукость). Среди здоровых детей (без патологии мозга) полных левшей нет.
Пишущая рука не является определителем рукости. Например, многие пишут, едят и причесываются одной рукой, а зубную щетку и ракетку держат другой. В этом проявляется оценка предпочтений, выявляющих частоту использования одной и другой руки, то есть варьирующий признак: от
праворукости через использование обеих рук до леворукости.
Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не обратить внимание на ассиметрию полушарий головного мозга. Правое и левое полушария мозга функционируют по-разному, причем у большинства людей левое доминирует над правым, значит правая часть тела более совершенная, лучше приспособленная. У левшей же
правая часть мозга преобладает над левой, следовательно, такие люди лучше владеют левой стороной тела.
Раньше считалось, что вербализация связана с левым полушарием, а визуальные функции — с правым. Последние специальные исследования доказывают, что оба полушария контролируют речь и пространственное восприятие. Психические процессы также формируют в обоих
полушариях как в едином органе. Но несмотря на это, у людей существует функциональная ассиметрия.
Говоря о леворукости, невозможно не коснуться вопроса о насильственном переучении левшей. Особенно старательно пытались это делать воспитатели детского сада и учителя в школе. В процессе переучивания ребенок становится вспыльчивым, раздражительным, беспокойно спит.
Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, вялость, неуверенность в себе. В итоге развиваются невратические реакции и нервные тики, энурез, довольно часто нарушается темп и ритм речи, приводящий к заиканию.
Каждый третий ребенок, страдающий дислексией (нарушением способности к чтению), — это переученный
левша.
Наиболее характерные и загадочные проявления левшей — это зеркальное письмо, оно может быть и у детей с неустойчивым правшеством. При переучивании на правшу у детей наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. А также верх и низ, вертикальное и горизонтальное
— меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее.
Однако, у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное
письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти — одиннадцати лет.
Итак, леворукость — не порок, не дефект, а в каком-то смысле даже и некоторое преимущество. Поскольку огромное большинство людей — правши, то почти все машины, инструменты и приспособления сделаны для них. И им
нет необходимости развивать левую. А левша вынужден пользоваться правой рукой и таким образом развивать ее. В результате многие левши могут с одинаковой ловкостью работать обеими руками.
Около 4 процентов населения — левши и они имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения. У левшей
отмеченылучшие, по сравнению с правшами, показатели адаптации к трудным климатическим условиям.
«Самые способные» среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаружить высокие показатели психического развития, математические способности,
особые достижения в архитектурной деятельности и проявить необычайные способности в оригинальном художественном и музыкальном творчестве.
Многие гении были левшами, например, величайшие скульпторы всех времен — Леонардо да Винчи и Микеланджело; выдающиеся полководцы — Македонский, Наполеон; писатели — Л.
Кэрролл, актер Чарли Чаплин; солист группы «Битлз» Пол Маккартни и многие другие.
Некоторые из них писали и левой рукой, и зеркально и достигли многого… Кто знает, может это заслуга тех, кто был рядом и не мешал им…