Фонема– это минимальная единица звукового строя языка.
В онтогенезе младенцы способны слышать фонемы и очень скоро сами начинают их произносить. В возрасте шести месяцев они могут производить практически все звуки (универсальный лепет), а впоследствии при канонических вокализациях (произнесение звуков родного языка) они также могут слушать себя. После этой стадии ребенок, достигая символической стадии, начинает соединять фонемы в морфемы – первые односложные слова.
В специальном эксперименте, проведённом Л.К. Назаровой, показано, что, если исключить проговаривание записываемого слова вслух, предложив ученику писать с открытым ртом или зажав язык за зубами), число допускаемых им ошибок возрастает в 6 раз.
Процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного (зона Брока) и акустического (зона Вернике) анализаторов.
Как происходит развитие всех функций центров Брока и Вернике у детей, остается неясным.
Функциональная несформированность левой височной области у детей.