Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дошколёнок

  Все выпуски  

Дошколёнок


Билатеральная моторная интеграция

— возможность обеих сторон тела взаимодействовать и дополнять друг друга для успешного выполнения различных двигательных задач. Билатеральная интеграция определяет ведущую руку, способность осваивать пространство, особенно это касается "право-лево" ориентировки.
Билатеральная интеграция необходима, например, для вырезания ножницами из бумаги. Ведущая рука управляет ножницами, не ведущая рука держит бумагу в направлении перпендикулярном разрезу ножниц, постоянно поворачивая лист.
Билатеральная интеграция сильно зависит от информации, получаемой от вестибулярной системы.
У детей с трудностями билатеральной интеграции чаще всего запаздывает формирование предпочтения руки для использования карандаша или ножниц. Обычно ведущая рука определяется к 2-2,5 годам.
Определение чёткого предпочтения руки до школы крайне важно для детей. Дети, которые используют обе руки для выполнения одной задачи, часто путаются в двигательных паттернах и последовательностях, которые должны осуществляться неосознанно, автоматически. Например, если ребёнок пишет левой рукой, его запястье слегка согнуто, а бумага повёрнута под небольшим углом направо — это позволяет ребёнку увидеть, что он пишет. Если ребёнок пишет правой рукой, его запястье обычно не согнуто или немного наклонено назад, бумага повёрнута в левую сторону. Если ребёнок постоянно переключается с руки на руку, у него возникнут трудности с выработкой автоматизированных рабочих привычек. Также важно как можно чаще практиковать новый навык, чтобы он автоматизировался. Дети, которые пользуются обеими руками, меньше практикуются в автоматизации нового навыка, чем те дети, которые используют одну ведущую руку.
Переключение с руки на руку тесно связано с развитием способности пересекать среднюю линию тела. Дети в возрасте от 2,5 до 3 лет чаще всего тянутся к предмету той рукой, которая ближе к объекту, игрушке. От 4 до 5 лет дети используют ведущую руку для использования инструментов (карандаш, ножницы…), но всё ещё тянутся к предмету (которые не предполагает однозначного использования руки) той рукой, которая ближе (кубики, пазлы…).
Дети, у которых есть трудности с пересечением средней линии тела, также испытывают трудности с плавным прослеживанием предмета, перемещающегося через центр тела. Это сказывается на чтении или на других заданиях, связанных со зрительным восприятием. Дети могут тереть глаза или жаловаться на дискомфорт, легко теряют строчки, стараются избегать подобных заданий.

Упражнения, помогающие выработать предпочтение руки:
— пусть ребёнок носит верёвочку, часы или браслет на руке, которая чаще используется, как ведущая;
— давайте ребёнку карандаш, мелок или другой инструмент (требующий однозначного использования одной руки) в ведущую руку;
— во время творческих заданий или других подобных мероприятий располагайте необходимый материал со стороны ведущей руки;
— играйте игры, в которых ребёнок неведущей рукой держит какую-либо ёмкость, а ведущей наполняет её (например, заполнить копилку, налить воду чайной ложкой…).

Упражнения, помогающие сформировать билатеральную интеграцию:
— играйте в игры, требующие принять определённое положение тела, типа "Твистер", "Саймон говорит"…
— катайтесь по скользкому полу (линолеум, ламинат…) на небольшом коврике, толкаясь руками и ногами. Используйте разные способы передвижения (сидя на коврике, толкаться ногами; сидя на коленях на коврике передвигаться на руках; одну ногу поставить на коврик, а другой толкаться…);
— играйте в игры, где надо прыгать (классики, батут, "ступеньки", резиночка…);
— возьмите в каждую руку по мелку. Стоя напротив доски, попробуйте рисовать обеими руками одновременно различные геометрические формы, буквы, узоры. Попробуйте то же с закрытыми глазами;
— делайте "снежных ангелов" с открытыми и с закрытыми глазами. Пробуйте делать "ангелов" различными частями тела (например, только правой рукой и левой ногой).
Курс нейромоторного развития или сенсомоторной коррекции.

В избранное