Развивалочки для малявочки: что делать, если ребенок пишет зеркально буквы и цифры…
Что делать, если ребенок пишет зеркально буквы и цифры…
Сразу оговорюсь, что я не буду ссылаться на мировой опыт, а исключительно на свой, профессиональный. Здесь я опишу только зрительные (пространственные) ошибки, то есть неправильное написание букв. И никак не буду касаться неправильного соотношения звука и начертания буквы. Об этом в другой раз.
Русском языку в некотором роде повезло. У нас нет букв-перевертышей. Я сейчас говорю про печатные буквы, а не прописные. И если ребенок написал зеркально букву, то это неправильная буква, а не другая.
Как устроены буквы
Ананьев Б.Г. разделил буквы на 2 большие категории:
1 – буквы, различающие дополнительными элементами (Л – Д, З – В, Х – У, А – Д, Р – В, О – Ю, Ь – Ы…) и
2 – буквы, имеющие одинаковые элементы, но различно расположенные в пространстве (Ь – Р, Н – И, П – Н, Г – Т…).
Как мы различаем буквы
Для того, чтобы понять, что за буква перед нами, мы изучаем все её составляющие элементы. Взрослые это делают на автоматизме, а для ребёнка – это непростая задача. И если пространственные представления развиты не достаточно (верх-низ, выше-ниже, право-лево, правее-левее), то элементы буквы каждый раз складываются в причудливые узоры. А значит и запомнить, что за буква перед нами – сложно, так как она будет выглядеть каждый раз по-разному.
Откуда берётся зеркальное написание (реверсии)?
Из своего (5-6-летнего) опыта ребёнок знает, что если он возьмёт, например, в руки лопатку и покрутит её в различных направлениях, то она всё равно останется лопаткой. Справа, слева, вверх ручкой, вниз ручкой, лицом к себе или «изнанкой». А тут приходят странные взрослые и говорят, что нет, вот это буква а вот это – нет. Но в представлении ребёнка – это всё равно буква
Б, как её ни поверни.
Семенович А.В. пишет, что это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо). Цитата: «У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза, связанным с хранением и длительным сосуществованием в незрелом мозге двойных перцептивных,
двигательных и мнестических энграмм. Обилие реверсий специфично для детей в норме вплоть до 6 -7 лет».
Что делать?
Начинать заниматься с целью профилактики можно с 4 лет. А целенаправленно задания на буквы давать с момента начала изучения этих самых букв. Важно: описанные принципы касаются не только русского языка.