Реальные родители. Курс повышения мастерства Давайте посмотрим на себя со стороны...
Добрый день!
С вами на связи Татьяна Иванко и блог “Реальные родители!”
В прошлом выпуске я рассказывала вам о санатории Солотвино, где мы с дочкой оздоравливались. А в этом выпуске хочу поделиться с вами своими впечатлениями от общения с мамами из этого санатория, с которыми мне довелось близко общаться на протяжении 23 дней.
Я не хочу никого осуждать и пишу это сообщение с той лишь только целью, чтобы мы все почаще смотрели на себя со стороны и думали о том, какие схемы поведения мы вкладываем в своих детей, каким чувствам учим и самое главное – что можно изменить в лучшую сторону прямо сегодня?
Порой, наблюдая за общением мам и детей, мне казалось, что некоторые мамы ненавидят своих детей (не смотря на то, что хорошо о них заботятся) и воспитывают их с очень жестким сердцем. Некоторых деток мне было просто по-человечески жаль. Порой я разрывалась между желанием приласкать чужого ребенка, успокоить его и пониманием того, что, возможно, у меня нет на это права (“мама наказала, мама плохая, а чужая тетя приласкала и она хорошая”). Пару раз я все же не выдержала и нарушила принцип невмешательства.
В этом посте я расскажу о том, что видела, стараясь удерживаться от оценок и комментариев. Делайте выводы сами. Возможно кто-то, прочитав этот рассказ, пересмотрит свои отношения с детьми и захочет что-то изменить в своей жизни…
В солевой камере. Мама с двумя детьми – Саше 6 лет, Маше 4 года. Подруга мамы с сыном Олегом 4-х лет. Олег и Маша сидят на подоконнике. Саша подходит к ним и хочет тоже сесть. Они его выгоняют, Олег всерьёз бьет Сашу ногами (я не вмешиваюсь, т.к. мамы рядом). Саша зовет на помощь маму: “Мама, мама, он меня ногами бьет!”. Мама не отзывается и никак не реагирует. Тогда Саша зовет маму Олега. Тоже никакой реакции. Я не выдерживаю и говорю: “Ты зачем его бьешь? Ему же
больно!” – “Я не хочу, чтобы он тут сидел! Это мое место!”. Тут Саша сам уходит и находит себе другое занятие – вытирает тряпочкой стулья (тряпка там лежит специально, чтобы вытирать стулья от соли, прежде, чем садиться на них). Мама вскакивает и начинает его за это ругать и бить тряпкой…
- А что мне делать? Тут игрушек нет!
Вопрос ребенка остается без ответа. Саша садится и спокойно сидит. Играть после такого уже не хочется. Сестра Маша взбирается маме на колени. Мама ее обнимает (по всему видно, это мамина любимица). Подходит брат: “Мама, и меня обними”. – “Ты уже большой! Давай иди играй!”. Мальчик, расстроенный, уходит.
У мамы Олега в руках лозина. Зачем? Мама говорит, что слов он не понимает… А Олег дерется просто катастрофически. Проходя мимо девочки, зарядил ей пощечину. Просто так. Другую девочку толкнул. Мать Олега замечаний ему не делает. Когда какая-то мама, наконец, не выдержала и попросила как-то реагировать на такие действия сына, мать Олега просто без слов прилюдно отхлестала его лозиной, ничего совершенно ему не объясняя. Мальчик убежал со словами “А мне все равно не больно!” И продолжал делать
то, что и делал до этого.
И вот этот хулиган забирается на руки к маме Саши. На руках у женщины сидит также дочь Маша. Саша говорит: “Мама, и меня возьми на руки!” – “Ты что, не видишь? Уже некуда”. Олег в это время бьет Сашу ногами и выпихивает. Мама не защищает сына. “Ну хотя бы обними меня, мама!” – “Ты уже большой! Иди играй!”.
Саша сел и чуть не плачет. Ясное дело – расстроен. Подходит сестра и начинает его всячески доставать, провоцировать и дразнить. В какой-то момент он не выдерживает и толкает ее. Маша, как в мультфильме “Маша и медведь”, начинает демонстративно плакать и бежит жаловаться маме. Мама ругает Сашу и жалеет Машу…
Еще пример. Мальчик лет трех с бабушкой в солевой камере, где надо находиться 45 минут. В комнате только стулья, игрушек нет. Через полчаса нахождения в комнате, мальчик начинает ныть: “Бабушка, я больше не могу. Давай уйдем?” Бабушка ругает его за нытье и требует, чтобы он сидел. Мальчик посидел еще 5 минут, а потом встал и пошел к двери. Бабушка побежала за ним, довольно сильно схватила его за ухо и потащила обратно, накричала на него, отшлепала и заставила сидеть на месте, чтобы не смел вставать
со стула…
На прогулке
Моя дочка с подругой играет в поваров, готовят из листиков салат. Мимо проходит мама с мальчиком.
Утром на прогулке идет мама, рядом ребенок, по виду расстроенный очень.
- Мам, возьми меня за руку, ну пожалуйста!
- Ты что, не помнишь? Ты НАКАЗАН ЕЩЕ СО ВЧЕРА!
Я могла бы долго еще продолжать, но думаю, и этого достаточно.
Глядя на происходящее, мне казалось, что шлепать и ругать детей, еще и привселюдно– это уже давно норма общества и никто даже не стесняется этого. Хотя речь в данном случае должна идти не о стеснении, а о гораздо более глубоких вещах.
Порой, наблюдая за очередной сценой, дочка прижималась ко мне и шептала на ушко: “Мама, ты мне никогда так не делала”.
В общем, информации к размышлению было много и у меня, и у дочки. Могу сказать, что она сильно изменилась после поездки, стала более мягкой, послушной, у нее появилось ко мне больше доверия и уважения, она внимательнее прислушивается к моим словам и просьбам.
Я вовсе не хочу сказать, что я – идеальная мама. У меня есть свои узкие места, над которыми мне еще работать и работать, и я тоже совершаю ошибки, о которых очень жалею. У меня тоже порой заканчивается терпение и я начинаю объяснять что-то на повышенных тонах – чего лукавить? Но все же я стараюсь, чтобы это было редким исключением в нашем общении, а не правилом.
И дочка, когда говорит мне нежные слова, порой выдает что-то вроде: “Мамочка, ты у меня самая лучшая мама на свете! Ты меня почти никогда не ругаешь!” :) На что я ей отвечаю: “Я очень стараюсь!” : ) Кстати, если я сорвалась зря, я стараюсь не забывать извинится.
И – я продолжаю искать ключики к ее сердцу, потому что очень хочу, чтобы мой ребенок мной гордился, чтобы она любила меня, уважала и прислушивалась к моему мнению. Вряд ли этого всего можно добиться криком…
Резюме. Если у вас сейчас есть трудности в общении с детьми, попробуйте посмотреть на себя со стороны. В течение всего одного дня – анализируйте свои реакции, свои слова, свои мотивы. Останавливайтесь каждый раз, как вы сорвались, проигрывайте ситуацию еще раз, как можно было отреагировать по-другому, как вы отреагируете в следующий раз? Может, можно не ругать ребенка за то, что
он запачкался, или разбил что-то? Может, вы давно уже не говорили ребенку, что любите его? Может, есть все же больше, чем одно решение? А может, пора прочесть что-то новое и появятся новые идеи?