Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 30


выпуск 30

Формы обучения

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Несколько выпусков рассылки были посвящены описанию компьютерных обучающих программ. Сегодня я хочу поговорить о другом. Многие родители сталкиваются с необходимостью выбора школы или класса для своего ребёнка. В настоящее время правильный выбор места учёбы имеет очень большое значение. Ни для кого не секрет, что система образования находится в глубочайшем кризисе. Реальное качество образования падает, и достаточно быстро. Это если говорить о средних показателях. На этом фоне отдельные ученики показывают более высокие результаты, чем их предшественники. Задача Активных Родителей – создать максимально благоприятные условия для развития своих детей. Это возможно! Давайте разбираться, как это сделать.

Начнём с рассмотрения процесса обучения. Обучение - это общение между обучающими и обучаемыми. Обучающий - это тот, кто имеет определённые знания и опыт, которых нет у обучаемого. Поэтому обучение - это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает.

Обучение вне общения не существует. Поскольку сущностью обучения является общение, то обучение происходит так, и только так, как происходит общение между людьми. Общение может происходить непосредственно и опосредованно. При непосредственном общении люди слышат и даже видят друг друга. Это общение происходит в основном через устную речь. Опосредованное общение осуществляется в основном через письменную речь. Опосредованное общение между обучающими и обучаемыми в учебном процессе даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы.

Непосредственное общение между людьми имеет три разновидности или три случая различного построения. Общение может происходить в паре: в каждый момент общения одного говорящего слушает только один человек. Если в общении участвуют только два человека, т.е. у каждого только один собеседник, то такая структура общения является

парной. Применение её в учебном процессе даёт парную форму организации обучения.

Со многими людьми человек может общаться только двумя путями: либо он сразу обращается ко многим, либо с каждым общается отдельно и по очереди. В первом случае общение является групповым: в каждый момент общения одного говорящего слушают два, три и даже много людей. Во втором случае возникает общение в парах сменного состава. Если в обучении один учит сразу одновременно нескольких человек (не менее двух), то форма организации учебных занятий является групповой.

Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются старыми, традиционными, они используются в школах и вузах несколько столетий. Ни одна из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава.

Это был небольшой экскурс по общим формам организации учебного процесса. Должен сказать, что все формулировки взяты мной из книги В. К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении». Желающим могу выслать электронную версию (в Интернете её легко найти и скачать самостоятельно).

Как использовать эту информацию? Как обычно, я излагаю свою субъективную точку зрения. :0) Если у вас есть возможность отдать ребёнка в школу или в класс, где используется коллективный способ обучения (КСО), считайте, что вам очень сильно повезло! Такую возможность упускать нельзя. При этом надо убедиться, что процесс обучения соответствует приведённому выше определению. В России есть учителя, использующие КСО!

Если вы не настолько удачливы :0), ищите учителей, которые практикуют работу в парах и малых группах. Это тоже существенно лучше, чем работа всем классом по одной схеме...

И ещё! Организуйте полноценное парное обучение дома. Работа в паре очень эффективна. Обращаю ваше внимание, что основным содержанием при работе в паре является живая устная речь, т. е. именно то, чего очень не хватает современным школьникам. Одним из видов работы может быть повторение определений и правил, а также применение их на практике.

Например, мой старший сын в мае закончил шестой класс. Я в начале весны пролистал его учебник по математике и составил список основных определений и правил, которые он должен знать (около семидесяти пунктов). По этому списку мы их повторяли какое-то время. (И будем повторять в сентябре.) Я называю понятие или правило, а сын его формулирует. Если возникают ошибки, мы их обсуждаем, разбираем на примерах. Затраты времени – не более 10 минут. А результат очень существенный.

И не забывайте про игры! Есть очень много интересных и полезных настольных игр. Поиграйте с детьми! И расскажите о своём опыте… :0)

 Напоминаю мой адрес shar_zshm@mail.ru.

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков.


В избранное