Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 18


выпуск 18

О развитии мышления

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Данная рассылка существует уже больше года и имеет около четырёх сотен читателей. С какой целью люди читают эту рассылку? Мне это непонятно. :0) Скорее всего, они сами не знают, зачем это читают. :0) Очень типичная ситуация! :0) Большинство действий люди совершают неосознанно, по привычке. А многие привычки сформированы очень давно, и в совершенно других условиях. Они давно перестали быть не только эффективными, но просто полезными. Тем не менее, люди действуют в соответствии с устаревшими стереотипами. Почему? Да потому, что на преодоление стереотипов, на изменение привычек требуется энергия и достаточно большая.

Нет, в природе нет дефицита энергии. :0) Энергии много, и вокруг, и внутри нас. Но люди плохо умеют ею пользоваться. И ленятся этому учиться. В этом проявляется одна из самых вредных привычек! :0)

Развитие мышления состоит в замене устаревших привычек новыми. В большинстве случаев развитие мышления происходит стихийно. Т. е. изменяются только мыслительные стереотипы, приводящие к явным ошибкам. В этом случае главным стимулом к развитию являются внешние условия. Изменение стереотипов происходит без значительного их усложнения. Понятно, что такое «развитие» не приводит выдающимся результатам. :0) В лучшем случае оно обеспечивает «средний уровень», среднестатистическую норму.

Чтобы достичь чего-то большего, требуется целенаправленное развитие. Нужна цель, и нужен человек, который будет обеспечивать движение к цели, затрачивая своё время и свою энергию. В редких случаях таким человеком является сам ученик. В основном это роль наставника. Заметим сразу, что наставник, обладающий опытом в достижении похожих целей, выбирает более простой и более надёжный путь достижения цели.

Кто же может стать наставником? По большинству направлений наставниками являются родители. Так определено природой. Участие родителей в обучении и воспитании детей является определяющим. Если родители осознают свою роль и имеют хотя бы приблизительное представление о том, какого человека они хотят воспитать, то интеллектуальное развитие ребёнка идёт успешно. К большому сожалению, сейчас такая позиция родителей является не правилом, а исключением. Большинство родителей не хотят заниматься обучением своих детей, предоставляя это школам. При этом часто они ссылаются на своё неумение обучать. Отчасти они правы. Но их неумение обучать в первую очередь является следствием нежелания учиться! Печально, но факт. Родители не хотят становиться хорошими родителями, не хотят становиться лучше. Причины могут называться самые разные. Есть очень мудрая пословица: «Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет, ищет причины».

Теперь о школьных учителях. В большинстве своём это люди заинтересованные. У них есть цель научить детей; не только дать им знания, но и способствовать развитию мышления. Но возможности школьных учителей очень ограничены. В классе более 20 учеников. Значит, за урок каждому ученику можно уделить в среднем не более двух минут. А это слишком мало! Кроме того, очень много времени и сил затрачивается на поддержание дисциплины, а не на учебные задачи. И главная проблема: учителю гораздо сложнее создавать мотивацию для ученика, чем родителям.

Наставником для ученика может стать спортивный тренер, руководитель творческого коллектива, репетитор. Основные условия для этого: регулярность занятий (не менее двух часов в неделю), поддержка со стороны родителей ученика, личные качества наставника, которые можно объединить таким понятием как профессионализм.

Возможны и другие варианты, но они встречаются не так часто. Буду рад, если вы мне о них расскажете. :0) А на сегодня всё!

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное