Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной
«…вопрос:«Что делать с непослушанием, как заставить ребенка
слушаться?»
Представьте, что
этот маленький ангел, который улыбается, так мил и послушен, вдруг начинает бузить,
капризничать, испытывать ваше терпение самым жестоким образом. Грустно, что даже
самые умные и образованные люди в период непослушания их детей считают, что это
не общее правило, а просто им достался такой ребенок,с которым нет сладу. Эти периоды непослушания
--- как вступительный экзамен на разных этапах воспитания, а в результате ---
выдержат или сорвутся? Словно дети нарочно испытывают нервы и терпение
родителей.
Если ребенку от 2
до 4 лет, то это самое решающее время в его жизни. Именно в эти годы
складывается мир желаний и чувств, именно в эти годы мы передаем ребенку наши пороки.
Взрослые не всегда
понимают, что ребенок постепенно и настойчиво осваивает свой внутренний мир ---
мир желаний и возможностей. Он вышел из колыбели, количество желаний резко возросло,
появилось потребность в использовании своих возможностей. Новые желания
возникают на каждом шагу, и родители все чаще употребляют слова «нельзя», «не
трогай», «отойди». А ребенку трудно бороться со своими желаниями, все так ново
и необычно, так хочется попробовать на вкус, потрогать, завладеть. Родители
знают, что ребенок должен знать слово «нельзя». Взрослые нетерпеливы, они
забывают, что периоды непослушания проходят, а борьбу с непослушанием начинают
именно в тот момент, когда сама природа требует от ребенка непослушания,
самостоятельности, отрицания. Но родители готовы все сломать: и характер, и
природу. Им все нипочем: шлепнули, поставили в угол, дернули, накричали,
пригрозили множеством «а то»:
--- А то мама уйдет.
--- А то больше
тебя с собой не возьму.
--- А то смотри
мне.
--- А то волку
отдам.
--- А то… А то… А
то …
А ребенок ищет
оружие против нас. Сначала плач --- ребенок пользовался им бессовестно, вымогал
уступки, чувствовал и знал, что родители боятся плача. Плач перестал иметь
силу. И что же малыш? Он не уступает, вырабатывает более изощренные методы:
капризы, дерзость, настырность и особенно хитрость. Дорогие родители, заметьте,
как умело нами воспитывается хитрость. Ребенок становится мастером хитроумия,
при помощи которого он скрывает свои проказы. Сначала развивается наивная хитрость,
потом ловкая, потом коварная и, наконец, злобная. Все зависит от тяжести
репрессий, которые обрушиваются на ребенка. Родители думают, что учат слову
«нельзя», а на самом деле учат хитрости: «Нельзя, чтобы мама знала, видела». И
что нужно в эти периоды непослушания ребенку от взрослых? Немножко внимания и
много-много терпения. Терпения и внимание, что все скоро пройдет. Запомните,
что бы ребенок ни натворил, это всегда попытка привлечь к себе внимание.
Сколько бы ему ни было лет, ему необходимо, чтобы с ним разговаривали, чтобы им
занимались, чтобы его замечали. Вспомните, как ведет себя малыш --- отвлеклась
мама на секунду, а он тут же что-нибудь натворил: «Не забывай я рядом, я
здесь». Родители устают от общения с детьми не потому, что они надоедливы, а
потому, что общение идет не полностью, наполовину. Читаем сказку, а сами думаем
о несваренном обеде, играем и не можем дождаться, когда закончится время игры. Постоянно
то с ребенком, то со своими проблемами, постоянно отвлекаемся и пытаемся
сосредоточиться. У детей море энергии, необходимо давать волю игре, физической
нагрузке, иначе покоя вам не будет. Покой взрослых --- замри, покой детей ---
движение.
Часто
употребляемая фраза: «Я устала, разве ты не видишь?» --- воспринимается
ребенком как вымогательство, к которому он сам прибегал неоднократно: «Я устал,
возьми меня на ручки, ножки болят».
У ребенка нескончаемый
запас физической энергии, но он гораздо быстрее устает эмоционально. Он устает
не телом, а душой, поэтому начинает капризничать, поступать наперекор, все
разрушать. В эти периоды непослушания ослабевает связь с родителями; ребенок
становится агрессивным, возбудимым. Капризы и агрессия следуют одни за другими,
одна просьба за другой, требования и натиск --- ребенок вымогает, выбивает то,
что ему необходимо. Взрослые сначала держаться стойко, но в дальнейшем оборона
ослабевает и заканчивается: «На, только не плачь, только отстань».
Дорогие родители,
капризы появляются там, где есть брешь и нет цены слова и дела. Ели сказали
нет, значит --- нет. Как бы и что бы ни вытворял ребенок ваша задача не ублажать
и не отступать, если вы о чем-то сказали. Если же у вас не хватает силы характера
отказать ребенку в его просьбе, будьте хотя бы настолько прозорливы и добры,
чтобы сразу согласиться, а не давать ему упражняться в вымогательстве.
Известно, японцы
самые дисциплинированные люди, как в работе, так и в семейных отношениях.
Парадокс состоит в том, что индекс послушания у них самый высокий и составляет
60-80%, тогда как в других странах --- 27-30%. Отчего же тогда самые балованные
и непослушные дети в мире вырастают самыми дисциплинированными работниками в
мире? От того, что балованные дети видят вокруг себя очень дисциплинированных
взрослых. Вырастая, дети входят в их круг и также начинают ценить дисциплину.
Большинство
родителей дергают детей потому, что сами взрослые недостаточно
дисциплинированны. Чем слабее собственный пример, тем сильнее наши
педагогические меры, и тем они бессильнее. Пример заменяется педагогическими
мерами, что в принципе неприемлемо и невозможно.
Если не хватает
характера и терпения, если легче сломать, чем понять, то что с ним станет,
когда он вырастет и выйдет в самостоятельную жизнь?» (Кузин М.В. Детская
психология в вопросах и ответах.)