Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной. Инфантилизм.
Выпуск 16.
Инфантилизм.
Процесс воспитания
иногда бывает с дефектами. В литературе перечисляется несколько типов
деструктивного воспитания. Во-первых воспитание по типу Золушки --- явное или
скрытое эмоциональное отвержение, тут даже говорить не о чем --- ребенка не
любят, он несчастен. Вырастет либо замкнутым, либо озлобленным.
Во-вторых, к
сожалению широко распространенное --- противоречивое воспитание. Это когда папа
говорит одно, мама --- другое, а бабушка --- третье. Вырастет приспособленец с
неврозами.
Третий тип ---
воспитание без воспитания. Приводит к хулиганству, отсутствию навыков социально
приемлемого поведения. (Любопытная информация --- в энциклопедии Брокгауза и
Ефрона, конец 19 начало 20 века, статья о цыганах: "...своеобразно воспитание
детей. О девочках заботятся весьма нежно вплоть до самого замужества, при
котором ее наделяют всем возможным; наоборот, мальчиков с 8-летнего возраста
предоставляют вполне самим себе, с тем, чтобы они на собственный страх и риск
добывали себе пропитание".) Я думаю, что вы согласитесь с тем, что такой
подход может очень помогать воспитанию способности к выживанию. Но вот как
сделать так, что бы это не шло в разрез с общественными нормами? Если есть
какие-нибудь мысли на этот счет --- напишите. (Цыган и чеченцев я привел только
в качестве иллюстрации, не подразумевалось НИКАКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ.)
Четвертый тип ---
казарменное воспитание. Жесткое сухое воспитание для формирования повышенной
ответственности, дисциплины. Может сопровождаться телесными наказаниями.
Ребенок может получить психическое расстройство в виде навязчивых идей.
(Любопытная информация --- в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, статья о чеченцах
"...никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а
из страха сделать их трусами".)
И, наконец пятый
тип --- воспитание по типу гиперопеки. Это, наверное, самый главный перекос
из-за которого страдают наши сыновья. Вот что пишет об этом Кузин М.В. в книге
"Детская психология в вопросах и ответах": "...Потакание везде и
во всем, сдувание пылинок, содержание в оранжерейных условиях, лишение
самостоятельности. Из таких детей вырастают капризные, привередливые, лишенные
бойцовских качеств, инфантильные, не способные принимать решения,
безответственные люди, склонные к пьянству, социальной пассивности. Подобные
черты все больше и больше свойственны мальчикам, воспитывающимся в чисто
женском кругу, в чьем поведении и характере сохраняется много детского, не соответствующего
возрасту. И, конечно, у многих мальчишек возникают нахлебнические склонности,
равнодушие, нежелание брать на себя ответственность (зачем, к чему себя мучить,
если можно получить все или почти все без усилий). Подобных детей называют
инфантильными. Инфантилизм бывает болезненный и неболезненный, гармонический и
дисгармонический, границы между ними прозрачны, нередко одно состояние
переходит в другое.
Наиболее часто
встречается гармонический инфантилизм, при котором ребенок ведет себя
соответствуя младшему возрасту. Эмоционально-волевая сфера девятилетнего
ребенка соответствует пятилетнему. Если в детском и младшем возрасте
инфантилизм менее заметен, то отставание в созревании в эмоционально-волевой
сферы наиболее заметно в возрасте от 13 до 20 лет, в дальнейшем различия
сглаживаются и остаются заметными лишь у немногих людей.
Это еще счастье,
что в вашей семье живет гармонически инфантильный мальчик, другое дело, если
гармоничная инфантильность перерастет в дисгармоническую инфантильность.
Дисгармонический
инфантилизм характеризуется тем, что вместе с эмоционально-волевой незрелостью,
отставанием в созревании эмоций у вашего ребенка имеет место выпячивание,
гипертрофия тех или иных черт характера. Наиболее часто встречается чрезмерная
вспыльчивость, неустойчивость и слабоволие, склонность к фантазии, вранью и
выдумке. В каждом из этих случаев резко нарушается способность ребенка к
адаптации в окружающей среде: он не может играть со сверстниками, вечно
скандалит, жалуется, хнычет, ему трудно посещать детский сад, появляются
проблемы в школе, во дворе, дома, он не может найти общий язык с учителями,
одноклассниками, даже с мамой и папой. Подобные ребята имеют схожие черты. У
них в большей степени преобладают игровые интересы, они быстро пресыщаются,
легкомысленны и безответственны, эгоистичны, беззаботны и необязательны.
Поступки совершаются по первому побуждению, они мало задумываются над
последствиями, им трудно отсрочить получение удовольствия, раздражительны,
обидчивы. Для них вся жизнь остается игрой, а самым тяжелым является
необходимость вести себя соответственно возрасту. Таков он, слишком заласканный
ребенок, с которого сдувают каждую пылинку."
Картина
малопривлекательная. Причем ЧТО делать, чтобы такое не произошло с нашими
детьми, мы примерно знаем, но вот как СУМЕТЬ это сделать, если ребенок
единственный и долгожданный, когда забота о нем --- смысл всей жизни. Между прочим,
существует мнение, что проблема инфантилизма мужчин и возникла, потому что
"единственный, долгожданный и смысл всей жизни". Слишком сильное
проявление любви вредно, так же как и не любить вовсе. Родительский инстинкт рассчитан
на большое количество детей --- в слове семья корень семь. И если любовь к
детям равномерно распределяется между многими, то каждому достается как раз
столько сколько нужно. Но обычно в семье один-два ребенка, а возможности улучшить
демографическую ситуацию есть не у всех. Тогда "...выход только один: не
ограничивайтесь любовью к своему чаду и не ограничивайте его своей любовью.
Любите чужих детей, своих родителей, себя, целый мир, от этого у вашего чада
появятся опыт и жизненная стойкость." (Кузин М.В.)
P.S.Однажды, одна из читательниц написала мне,
что ей любопытно познакомиться именно с мужским взглядом на воспитание сыновей.
Для всех тех кому, небезынтересно это, рекомендую рассылку "Записки
молодого отца" http://subscribe.ru/catalog/home.child.molotez
Занятия физической
культурой оказывают на формирование в мальчике мужского характера незаменимое и
совершенно особенное воздействие. А организовать такие занятия в условиях
городской квартиры значительно проще, если у вас в доме установлен спортивный
комплекс. У меня на сайте есть описание
спорткомплекса, который имеет 12 преимуществ перед большинством детских
спортивных комплексов других конструкций.
1.Возможность
расположить гимнастические снаряды так, как будет необходимо именно Вашему
ребенку, с учетом его роста, длины конечностей и телосложения.
2.Легко модернизировать
и добавлять новые тренировочные приспособления.
3.Возможность
легко ограничивать доступ к спортивному комплексу для ребенка который еще не
готов к самостоятельным занятиям. Нужно просто забросить все снаряды наверх на
канаты, и ребенок до них просто не достанет. У большинства других
спорткомплексов есть вертикальная стойка или шведская стенка, и вот по этой
шведской стенке ребенок все равно залезет. Чтобы ограничить доступ ---- нужно
будет разобрать и убрать весь комплекс.
4.Очень легко
разбирается и собирается. Если к Вам пришли гости или просто нужно на время
убрать спорткомплекс --- просто отстегните карабины и смотайте комплекс.
Сколько нужно труда, чтобы убрать большинство других видов комплексов ---
комментарии излишни.
5.Осуществляетсядополнительная тренировкавестибулярного аппарата, за счет возможности
качания не только в горизонтальной , но и в вертикальной плоскости.
Спорткомплекс весь подвижный, колебания в трехмерном пространстве.
6. Более безопасен
при падении вниз --- если ребенок упадет и удариться о снаряды, то снаряды при
ударе отлетят в сторону и жесткого удара не будет. Если же будет падать с
обычного комплекса и заденет при падении конструкцию, то удар, из-за того что
она жестко закреплена, будет очень жестким.
7. Более безопасен при раскачивании в стороны.
Если у обычных спорткомплексов всегда где-то недалеко находитсявертикальная стойка, и когда ребенок будет
раскачиваться, он об эту стойку может удариться. То у этого комплекса ударится
не обо что, если Вы конечно не повесили его рядом с мебелью или со стеной.
8. Более безопасен
для неподготовленных детей. Из-за того что все снаряды очень подвижны,
заниматься на них сложно и во время Вашего отсутствия ребенок просто не сможет
залезть на опасную высоту, пока не разовьютсяловкость, гибкость, сила и не сможет сам обеспечивать свою безопасность.
9.Способствует
дополнительной тренировке ловкости, силы и координации из-за того что опора
подвижная и нагрузку получают многочисленные мышцы-стабилизаторы, которые очень
мало нагружаются во время обычных тренировок.
10. Более
безопасен из-за отсутствия металлических элементов. Не так сильно можно
удариться.
11. Позволяет
осуществлять более гармоничный процесс занятий. Потому что пользу для
физического, эмоционального и умственного развития приносят только добровольные
занятия. Эти занятия нужно организовывать в виде самостоятельной интересной
игры, главным элементом которой является лазание. Нужно чтобы ребенок перелезал
со снаряда на снаряд, и перемещался не только вверх-вниз, но и по горизонтали.
Такой режим очень легко соблюсти на этом спорткомплексе.
12. Цена примерно
в 4 раза ниже, чем у большинства других.
Copyright (с) Сагань С.М.,
2007 г., за исключением подписанных другими именами. Любое письмо может быть
опубликовано, если нет явного запрета. Электронный адрес публикуется, если он
присутствует в теле письма.