Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воспитать сына

  Все выпуски  

Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной. Снова о самостоятельности.


Выпуск 12.

 

    В прошлом выпуске я писал о самостоятельности и некоторые мысли, высказанные тогда, мне казалось, должны были вызвать реакцию, но реакции не было. Попробую еще раз.

 

Снова о самостоятельности.

 

Я не даю истину, я даю повод ее искать.

                                Кто-то, не помню кто.

 

    Как вы считаете, какого ребенка можно назвать самостоятельным? Возьмем, например, какого-нибудь 6-ти летнего мальчика, назовем его Алеша, который, по мнению его мамы очень самостоятельный --- проснувшись рано утром, он без напоминаний надевает тапочки, идет в ванную комнату умываться, без уговоров завтракает, и без капризов собирается в детский садик. Замечательный ребенок, самостоятельный, и очень удобный для родителей. А что если я вам скажу, что все что сказано об этом мальчике вовсе не обязательно говорит о том, что он самостоятельный. Хорошо, если все что делает Алеша, он делает сознательно --- перед ним был выбор, и он самостоятельно принял решение и сделал то, что от него требовалось. А если нет, если все что он делает ---  это всего лишь следствие его покорности: родители сказали --- я делаю. В этом случае он на столько же самостоятелен, насколько самостоятельна, например, кофеварка --- она САМА варит кофе, если в нее КТО-ТО засыплет кофе, нальет воды и нажмет кнопку.

    А теперь посмотрим на другого мальчика, пусть его зовут Саша, его нельзя заставить надеть тапочки, потому что он говорит, что ХОЧЕТ ходить босиком; ХОЧЕТ, например, поиграть в свои игрушки, вместо того чтобы идти завтракать; или, например, когда мама предлагает ему надеть шапку, он заявляет, что пойдет без шапки, и если мама сама ему наденет шапку, он тут же ее снимет САМ, и будет так делать до тех пор, пока дело не закончится криком и шлепками. Конечно, в конце концов, мама победит, хотя Саша держался до конца, и не его вина, что силы не равны. И если вы однозначно решили отнести второго мальчика к капризным и, уж конечно, к несамостоятельным, то я хочу вам сказать что здесь не все так очевидно.

        Каждый ребенок проходит в процессе своего развития процесс самоидентификации. "Я", "Я сам", "Нет" --- это слова которыми малыш пытается выделить, обособить себя от окружающего мира. И хотя этот процесс, особенно "Тотальное НЕТ" воспринимается как каприз и очень напрягает родителей, но это неизбежный этап и его нужно просто терпеливо выдержать. Истинные капризы имеют другое свойство --- это способ влияния на родителей и получение желаемого с помощью криков, с помощью выставления родителей в неприглядном свете перед окружающими и т.п. Причина их возникновения скрывается чаще всего в том, что родители неправильно отреагировали ПЕРВЫЙ РАЗ, дав возможность ребенку убедиться в действенности этого способа воздействия. Капризы ребенка это не патология, это “прием” с помощью которого он воздействует на родителей. Ведь очень часто бывает, что ребенок капризен только перед  определенными взрослыми, только перед бабушкой или только перед мамой, потому что они поддаются на его “истерики”, а в присутствии, например, отца становится “как шелковый”, потому что его капризами не проймешь. Поэтому считать нежелание выполнять ваши просьбы капризами не совсем правильно.

    Воспитывая ребенка, родители ставят перед собой  две цели, которые в определенных условиях начинают противоречить друг другу --- это желание воспитать сына подготовленным к самостоятельной жизни и желание воспитать его удобным и приятным для себя. И здесь чем сильнее эгоизм родителей, чем сильнее они закомплексованы, задавлены разного рода страхами (такие родители, к сожалению, очень нередки)  тем противоречие сильнее. Можно сделать ребенка покорным, послушным, навязать ему свои желания, свои стремления, сделать его тихим, и он не будет мешать, не будет вызывать беспокойство, за него не нужно будет волноваться, он станет удобным. Но зато потом, когда они воспитают неподготовленного к жизни человека, это аукнется,  ведь их сын поймет, кто виноват в этом.   

    Нужно всегда помнить о цели воспитания мальчика. И эта цель может быть только одна --- воспитать сильного, доброго Человека, подготовленного к Жизни, способного исправлять дисгармонию в мире. И, исходя из этой цели, резонен вопрос: “ Нужно ли воспитывать ребенка послушным и покорным?” Ведь человек, основным движущим мотивом которого является покорность --- это идеальный инструмент в руках сильного и, вовсе необязательно, доброго.

    Самостоятельность в высшем проявлении предполагает наличие некоего внутреннего стержня, который  является системообразующим звеном личности, дающим точку опоры для приложения  усилий. И все что делает человек, все его реакции неизменно прикладываются через рычаг этого стержня. Если же в раннем детстве вы сломали этот стержень, отобрали у ребенка право быть самим собой, то в итоге вы получите аморфного субъекта, беспринципного и слабого, который будет искать способа мимикрировать под обстоятельства, избегать оказывать хоть какое-нибудь сопротивление и плыть по течению.

    Поэтому, если ваш мальчик доставляет вам мало хлопот, стоит задуматься о том, почему он так беспрекословно выполняет все требования, которые на него возлагают, и что является истинной причиной такой самостоятельности --- сознательный выбор или покорность.

   

С глубоким уважением, Сергей Сагань.  mailto:luchek@nm.ru

http://luchek.nm.ru

 

P.S. «Маленький бунтарь» --- это плохо или хорошо? Очень хочу узнать ваше мнение. Напишите мне.

 

Copyright (с) Сагань С.М., 2006 г. Любое письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета. Электронный адрес публикуется, если он присутствует в теле письма.

 


В избранное