Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воспитать сына

  Все выпуски  

Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной Самостоятельность.


Выпуск 11.

 

Самостоятельность

 

    Обычно, даже не осознавая того, мы стремимся воспитать своего ребенка самостоятельным, потому что это сулит нам упрощение "ухода" за ним. Самостоятельный ребенок, в нашем представлении, будет сам обуваться, сам одеваться, кушать без уговоров, без напоминаний учить уроки --- это удобно, и, чаще всего, мы ради этого и заботимся о том, чтобы наш мальчик стал самостоятельным.

    Но ведь самостоятельность нужна не только для того, чтобы упрощать  жизнь родителям. И именно об этом я хочу сейчас поговорить.

    Дело в том, что только самостоятельный человек сможет быть по настоящему успешным и счастливым. А мы часто недопонимаем важности этой связи (самостоятельность --- успех). Её можно проиллюстрировать так --- если посмотреть вокруг, то увидим, что основная масса людей неуспешна, и жизнь их полна проблем. Поэтому нужно перестать жить, так как живет большинство.  Нужно воспитать в человеке такие качества характера, которые позволят ему быть непохожими на других и не придерживаться их образа жизни, а это возможно, если сначала научится самостоятельно смотреть на мир и самостоятельно принимать решения, т.е. суметь выработать собственный взгляд на окружающую действительность и отказаться от общепринятых стереотипов.

    Вот и нужно воспитывать в сыне такую способность --- умение независимого взгляда на окружающий мир и, независимое от чужих установок, умение принимать решения.

    Но здесь есть проблема. Она заключается в том, что, разрешая своему ребенку, независимый взгляд на мир, вы разрешаете независимый взгляд и на себя, т.е. на родителей. А это может привести к тому, что мальчик просто-напросто перестанет вас слушаться, потому что его взгляд на мир не будет совпадать с вашим взглядом, и его поведение будет не совпадать с вашими желаниями. Из этого возникает первый совет --- нужно самим начать развиваться, становится самостоятельными, умными и уверенными в себе, чтобы не пугаться этой «вольницы». А если взгляды вашего чада слишком сильно пойдут в разрез с вашими и будут попросту опасны, нужно учиться принимать его точку зрения и учиться объяснять неприемлемость такого поведения.

    Для того чтобы ваш ребенок стал самостоятельным нужно дать ему возможность проявить ее. Нужно разрешить ему быть самостоятельным.

    Как мы общаемся с ребенком? Кроме тех моментов, когда мы настроены на лирический лад, наше общение имеет такой вид: мы говорим что делать --- ребенок делает (или не делает, у кого как). И мы считаем, что такими приказами мы учим его самостоятельности. Но на самом деле это не самостоятельность, потому что у ребенка мало выбора. Самостоятельность предполагает наличие свободы. Поэтому не приказы и просьбы, а только предложение сделать что либо является правильным. Возьмите какую-нибудь область деятельности, которую вы постоянно делали сами, а он в свою очередь хотел это сделать сам; предложите ее ему. Например, для мальчика 3-4 лет можно рекомендовать вот что --- попросите его перевести вас через дорогу, причем очень важный момент --- эту роль ведомого нужно сыграть до конца, сколько бы времени вам не пришлось стоять на обочине ожидая, когда ваш "поводырь" посчитает что дорога безопасна.

    Позволяйте и поощряйте его принимать самостоятельные решения и обязательно выполните это решение. Предложите сыну самому решить, например, куда пойти гулять, или какую игрушку выбрать, и лучше, если выбор будет между предметами равноценными, чтобы выбор был трудным.

    У детей в определенном возрасте наступает период почемучки. Малыш задает множество вопросов: от чего, почему, как, зачем. Так вот, если у ребенка есть достаточный жизненный опыт, нужно стремится к тому, чтобы он самостоятельно смог провести аналогию между тем что он видел раньше и тем явлением вопрос о котором он хотел задать. Например,  ваш сын спросил: "Почему течет река?" На такой вопрос отвечать не надо. Пусть он догадается сам. Можно только задавать наводящие вопросы. "Как ты думаешь, а ручеек похож на реку, а почему он течет?" и т.д.

    Нужно перестать разговаривать  с ребенком в приказном тоне. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы не заставлять что-то сделать, а объяснять, почему это необходимо. А если объяснить не получается, то это означает, что вы не умеете понимать своего сына, не можете взглянуть на мир с его точки зрения. Здесь только один совет --- учитесь понимать своего ребенка. А как только научитесь --- ждите сюрпризов, потому что может оказаться, что многие ваши требования абсурдны, нелепы и эгоистичны.

    Что касается мальчиков постарше, то если человек взял на себя ответственность принять решение и не справился с этой ролью, то до последнего давайте ему возможность разрешить ситуацию. Если не получается --- не забирайте у него "штурвал", а сначала осторожно советом подскажите выход и т.д. Если и это не поможет, возьмите управление в свои руки, но обязательно потом обратитесь за помощью к нему. Если мальчик и с этим не справится, то скажите, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и обязательно похвалите, ведь он старался.

    Я говорю прописные истины, но очень часто родители вместо того, чтобы поступать как должно, идут на поводу у своих эмоций.

 

С глубоким уважением, Сергей Сагань.  mailto:luchek@nm.ru

http://luchek.nm.ru

 

P.S. Маленькие дети изначально самостоятельны во взглядах на окружающий мир. И иногда очень любопытно послушать их мнение по поводу, например, моральной оценки деяний некоторых литературных героев. Их выводы иногда заставляют задуматься.

 

Copyright (с) Сагань С.М., 2006 г. Любое письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета. Электронный адрес публикуется, если он присутствует в теле письма.


В избранное