Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Быть родителями - это просто!

  Все выпуски  

Быть родителями - это просто! Мой ребенок - жадина?


Приветствую!

Сегодня едем утром с сыном в садик, говорю, у тебя в рюкзачке вместе с обедом печеньки, мама сделала - можешь утром покушать и деток угости.

Ответ с серьезным и задумчивым видом - “Мама, я не буду угощать деток, ведь тогда мне меньше останется. Я сам буду кушать”.


Вопрос - “Мой ребенок - жадина?”


В первый момент мне хотелось сказать Савве “Малыш, с тобой тоже делиться не будут, если ты будешь таким жадным”, но тут же прикусила язык, вспомнив, что ему только 4, что он взрослеет, и что его личность, его “Я” сейчас как раз переживает период становления, что тесно связано с чувством собственности, отстаиванием “своего” и пониманием, что это “свое” у него есть и его нужно защищать.

Вспомнила все его попытки оградить “свои” игрушки от сестры и не давать ее кормить  “своей” ложкой. И вспомнила, как мы этот момент обсуждали с мужем, и мы решили дать ему возможность защитить свое, и дать ему простор для хранения этого “своего”.

И я ничего не сказала сыну про печеньки, точнее, сказала “если не хочешь делиться - не делись” :)

И вот о чем мы говорили с Сашей о нашем сыне и о его “жадности”.

Для ребенка понятие “свое” своеобразное, оно не такое как у нас. Это у нас “свое” если подарили или купили. А у ребенка - если вещь у него в руках - значит уже “свое” :)

И когда забирают  - он защищает “свою” вещь.

Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других – таким образом, они пытаются сделать эти вещи "собственными", заявить свое право на них.

Я думаю, все мы хоть раз говорили такие фразы: "Надо делиться! Неужели ты жадина? Тогда с тобой никто не будет играть!" в ответ на детское “Не дам!”, “Мое!”.

Такие слова несут неверный посыл, ведь дети слышать в них совсем иной смысл.

Во-первых, ребенок слышит: “С тобой играют, только потому, что у тебя есть игрушки, а не дашь - играть не будут”. То есть любят и воспринимают тебя не за твои личные качества, а за игрушки. Вы именно это хотели сказать своему ребенку?

Это не просто вредно, это очень опасно - ребенок воспринимает мир не как мир людей, чувств и отношений, а как товарно-материальный рынок, на котором можно выменять игрушки на дружбу.

И во-вторых, как вы думаете, если ребенок не будет защищать то, что ему дорого - каким он вырастет? Волевым, защитником своей семьи и уверенным в себе?

Ведь эти качества как раз и закладываются такими простыми действиями.

Ведь вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному – такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он "мертвой хваткой" вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанную машинку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку – что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!

Мы говорим ребенку: "Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!". Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения?


Конечно, излишний вещизм воспитать тоже не хочется. Ведь мы стараемся проявить в ребенке доброту и щедрость. Но это все будет - когда он станет старше, можно будет и показать - собственным примером, и объяснить, что такое бескорыстие, благотворительность, широта души и богатство и бедность.

А пока - с 3 примерно до 6 лет для него понятие собственности тесно связано с его личностью, с его ощущением себя - и стоит его поддержать, не разрушить формирующееся чувство собственного достоинства.


Конечно, каждый родитель нередко сталкивается с прямо противоположным поведением окружающих. Но в любой ситуации мама и папа могут показать ребенку, что "законы собственности" сохраняются.

Например, на прогулке у вашего ребенка кто-то отнимает игрушки, или просто подходит и берет без спросу. Обязательно вступитесь – это как раз такой случай, когда нельзя махать рукой и говорить "пусть сами разберутся".

Конечно, объяснять другим родителям, что хватать чужие вещи, когда заблагорассудится, неэффективно. Но подошедшему "обидчику" это растолковать необходимо – даже не для него самого, а для вашего собственного ребенка, который ждет от вас подтверждения того, что мир не разрушился, все законы действуют, и вы на его стороне.

И в обратной ситуации демонстрировать уважение к собственности. Скажем, если вашему ребенку захотелось взять чужую игрушку, вы помогаете ему вежливо попросить, и объясняете, что ее могут и не дать, и это право другого человека тоже необходимо учитывать и уважать.

А если ребенок “вошел в раж” - и “хочу, прям не могу” чужую игрушку? Отвлеките его. Можно всегда иметь в запасе арсенал "выручалочек" – таких интересных предметов, которые могут отвлечь вашего ребенка от чужих вещей.

Возможные “отвлекалки” в сумочку мамы:

  • воздушные шарики (они занимают совсем мало места, и в нужный момент их можно надуть и поиграть)

  • листок бумаги – чтобы из него сделать какую-либо фигурку-оригами

  • разноцветные бусинки

  • мелки

  • мыльные пузыри


А как мы воспитываем настоящее чувство жадности? Когда самиобещаем отдать, подарить, выбросить его вещи. Тогда малыш всеми силами старается сохранить свое, “дрожит” над вещами, переживает, что они куда-то денутся. Такой “вещизм” может превратиться в фобию.

Какае действия родителей способствуют этому?

Знакомы вам фразы, похожие на эти?

"Доедай скорей – а то собачка съест!"

"Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику!"

"Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик"

“Убери игрушки - иначе завтра выброшу их в мусор”

Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
- если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать свои вещи;
- болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
- наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
- стремится "подкупить" окружающих раздариванием собственных вещей;
- намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки

Желаю вам не найти этих качеств у своего ребенка, а если что-то и есть - вовремя изменить свое понимание и подарить ребенку правильное, “свободное” отношение к вещам: “свое защищаем, но и утративши - не горюем, ведь это всего лишь вещь”.

А что вы думаете о “жадности” детей, дорогие читатели?  

Давайте поделимся опытом в отдельной теме - а кому нужны ответы по конкретным ситуациям, я попрошу ответить детского психолога-профессионала: ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ.

С пожеланиями любви и взаимопонимания,

Инна Морозова!

*** 

Мои ресурсы:

Мой блог

Страничка Фейсбук "Быть родителями - это просто!"

Страничка Фейсбук "Путешествовать с ребенком - это просто!"

Группа ВКонтакте "Быть родителями - это просто!"

Группа ВКонтакте "Путешествовать с ребенком - это просто!"


В избранное