Мне пришло несколько писем, сегодня я их публикую, выпуск состоит только из них. Спасибо всем откликнувшимся. Самое интересное ставлю в конец выпуска :)
Итак, ответ от Лили. Авторскую орфографию и пунктуацию сохраняю :)
Дорогая Евгения! Я бы предложила Лене обратиться с тем же самым письмом (но с личным обращением :) к Владимиру Леви (писатель, врач, психолог), электр. адрес которого можно найти по адресу: www.levi.ru
От себя скажу Лене, что бывает, дети "покупают" любовь "сильного", старшего, вот и подлизываются... Можно объяснить, что тебя и так любим/любят!!!! Ты ведь у нас такой (перечислить тёплые человеческие качества ребёнка)!!! Тебе не надо ничего и никого "выигрывать" - будь собой!!!!!!!! и с тобой захотят играть! И - говори правду! Люди/ дети уважают!!!!! тех, кто говорит правду - так понятнее жить!
Обязательно тематизировать, но говорить детским языком!!! И именно - о любви к ребёнку, какой он ЕСТЬ, а не пытается ПОКАЗАТЬСЯ! Создайте (даже если это и трудно при таком количестве детей) такую атмосферу любви для ребёнка (для каждого, по идее :))), чтобы эта любовь чувствовалась им, чтобы была понятна его сердцу. У детей очень тонкие струнки - они улавливают всё. Дети благодарны. Они даже прощают нам наши ошибки...
И - совсем не надо рукоприкладства... Тело забывает, душа помнит (ОСОБЕННО эти "исключительные" ситуации). Всё можно решить словами. Всё! Слово имеет предостаточную силу. Попробуйте и у Вас получится! Раз Вы спрашиваете, раз ищете (и муж? ;)) - ответ будет, он просто должен быть!!! :) -- Лиля Лужайкина .
Следующее слово Михаилу, очень интересное письмо с новой для меня информацией:
Здравствуйте!
Меня зовут Михаил. У меня сын 12лет. Я преподаватель физ. воспитания. По профилю работы занимался с детишками от 3 лет и старше. По вашему описанию понятно, что ребятенок очень развитый и тянется к общению. Основной образец для подражания и самоутверждения - старшая сестра и ее друзья. Посмотрите и подумайте, что Давид хочет вам сказать своими жалобами и поцелуями. "Я самый лучший" или "Я хочу чтобы мне уделяли больше внимания!"
Спросите его, а как надо было делать, по его мнению. Это на мой взгляд, самое главное в его возрасте - утвердиться и разобраться в правильности своего мнения. Поддержка нужна именно в этом. Посмотрите, чье мнение для Давида является главным авторитетом, папино, мамино, сестры или одного из друзей сестры? Поведение ребенка почти всегда мотивировано. Особенно положительное. Когда он проявляет
свои искренние чувства, а когда свои желания. Если целует и обнимается чаще ради удовлетворения желаний, значит этот способ наиболее эффективный по сравнению с другими.
Сразу предупреждаю, не надо подозревать ребенка в не искренности. В этом возрасте он искренне считает что так и нужно поступать. И еще, самое главное. У детей есть разные периоды развития как физические, так и морально нравственные и поведенческие. Примерно один раз в две - три недели поведение меняется с "мужского" на "женское".
Мужской период - я хочу сам сделать, доказать свое мнение, помочь,проявиться,- основной принцип - борьба и завоевания места под солнцем. Поиск активного партнера или соперника. Отрицание обниманий, поцелуйчиков излишней опеки.
Женский период - я самый милый и самый любимый. Чем больше меня любят, т.е. прощают,обнимают, целуют и помогают, тем лучше. Основной фон обидчивость, плаксивость, отрицание и пассивность. Естественно, что и поведение родителей должно быть адекватным.
С уважением Михаил.
А теперь слово Кате Мануковской. Если кто не знает, Катя автор нескольких рассылок, а также курсов для родителей и не только. Подробнее смотрите на ее сайте www.zachem.biz
Женя, привет!
Видела письмо в твоей рассылке. Готова прокомментировать. Не знаю, насколько понравится автору мой ответ, но уж какой есть:)))
В психологии и педагогике есть один важный момент, который, на мой взгляд, очень хорошо был описан Курдюмовым в одном из его текстов. Звучит он так: ребенок выбирает тот стиль поведения, который мы, родители, умудрились подкрепить. Если говорить про описанную ситуацию, то можно сказать так: родители подкрепили своим повышенным вниманием ябедничество,
подлизывание. Результат: на лицо.
А также мое видение ситуации: у родителей заметен сильный страх, что ребенок станет таким, каким он описан. Этот страх притягивает ситуации, как магнит. Разумеется, акцент все время ставится на этом качестве мальчика. То есть проводятся беседы, где-то укоряют и т.д.
Что делать? Во-первых, перестать подкреплять своим вниманием. Наябедничал? А кому это интересно? Никому. Дорогой, нам это неинтересно. Очень быстро сойдет на нет. Во-вторых, учиться принимать сына всяким. И дать ему возможность проживать САМОМУ разные стороны своего характера и страхи, в том числе. Если ребенок ябедничает, значит, он может если не бояться,
то побаиваться. Например, того, что он НЕ понравится родителям или кому-то еще, если будет вести себя по-другому.
Покажите, что вы - родители - рядом не только для того, чтобы его воспитывать. А чтобы помочь прожить разные ситуации. И чаще всего - молча прожить. Просто быть рядом.
Еще раз спасибо всем ответившим. Надеюсь, ваши советы пригодятся Лене. А я очень рада, что вы откликаетесь, активно участвуете в жизни рассылки - и мы все извлекаем пользу из нашего общения.
На письма я отвечаю прямо и/или через рассылку. Любое письмо, написанное на этот адрес, может быть опубликовано в рассылке. Если вы этого не хотите, обязательно указывайте об этом в письме.