Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воспитание? Начни с себя!

  Все выпуски  

Воспитание? Начни с себя! Девочки и мальчики


ВОСПИТАНИЕ?   НАЧНИ С СЕБЯ!

Выпуск от 17 марта 2007 г.

Девочки и мальчики

Здравствуйте!

Сегодня хочу предложить вашему вниманию статью Юлии Смирновой о различиях в воспитании девочек и мальчиков (предупреждаю сразу - статья большая, однако разбивать ее на несколько выпусков мне не хочется). Хотелось бы обсудить эту тему с вами. Жду отзывов и ваших мыслей.

Особенности полоролевого воспитания в раннем детстве

Тема полоролевого воспитания очень сложна. Она включает в себя не только вопросы, связанные с полом и сексуальностью, но и многие эмоциональные, поведенческие и психологические аспекты. Осветить их все не представляется возможным в рамках статьи, по этому остановимся лишь на некоторых из них, которые нам видятся наиболее актуальными.

В этой статье мы рассмотрим, как избежать многих подводных камней, которые могут привести к комплексам и проблемам, эмоциональным и поведенческим нарушениям, и как вести себя в сложных ситуациях, если такие возникают.

Содержание, цели и задачи полоролевого воспитания в разных семьях могут сильно различаться. Прежде всего потому, что содержание воспитания зависит от личности родителей, их взглядов, менталитета страны, в которой они живут, религиозных убеждений. Однако, вне зависимости от взглядов конкретной семьи,  основная задача полоролевого воспитания - привить детям положительное, эмоционально окрашенное отношение к своему полу. Чтобы маленькая девочка радовалась тому, что ей предстоит стать женщиной, а мальчик гордился предстоящей ему ответственной роли мужчины. Неудовлетворенность своим полом ведет к ущербности и как следствие – всевозможным отклонениям. Однако, тут важно не дискредитировать один из полов, так как это может привести к другим серьезным перегибам (например, к феминизму).

Начало  воспитания.

Полоролевое воспитание детей начинается рано, вне зависимости от желания и действий родителей. И эта тема гораздо шире, чем вопрос о половой принадлежности и соответствующем своему полу поведении.  Оно включает в себя целый ряд вопросов о взаимоотношении мужчин и женщин, эмоциональный, физический и духовный аспекты.

Уже во второй половине первого года жизни дети активно впитывают в себя то, что происходит вокруг них. Они замечают особенности поведения, одежды, взаимоотношений родителей, впитывают в себя атмосферу дома.  К 2-2,5 годам дети начинают понимать половые различия между мальчиками и девочками. Малыши усваивают особенности поведения мужчин и женщин, на примере отца и матери. Они могут по одежде, поведению, голосу определить пол человека. У них постепенно формируется представление о своем поле. Затем приходит осознание того, что мама – тоже девочка а папа – тоже мальчик. После 3х-3,5 лет, когда ребенок входит в возраст «почемучек», начинаются и первые вопросы. Эти вопросы пока носят лишь познавательный характер, не стоит детскую любознательность, которая простирается у ребенка во всех направлениях принимать за  половой интерес.

Прежде всего надо отметить, что полоролевое воспитание у маленьких детей основывается на половой идентификации (отождествлении себя) с родителем своего пола. По этому тут очень важны и личный пример отца и матери и отношения, которые складываются у ребенка в семье.

Личный пример и эмоциональный контакт.

Так как малыши впитывают в себя все, как губка,  что видят, слышат и чувствуют, тут важно все:  одежда, и внешний вид, манера двигаться и говорить. Большое значение имеет опрятность родителей, их домашняя одежда, так как преимущественно до 3х – 4х у детей формируется образ  отца и матери. Какие представления сформируются в детском мозге о манере одеваться, какие представления о мужчинах и женщинах будут складываться, если мать ходит дома в засаленном халате, с бигуди на голове,  а  папа всегда небритый, лохматый и в штанах с дырками и оттянутыми коленками? 

Маленькая девочка уже годам к трем начинает копировать поведение матери (мальчик соответственно копирует отца), а годам к четырем стремится и одеваться, выглядеть и вести себя как она, так как видит в матери свой идеал. Мать, которая  хорошо выглядит, поощряет дочь пробовать разные виды деятельности и поступает так сама, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Однако, мать, чрезмерно озабоченная своей женственностью и сексуальной привлекательностью имеет шанс вырастить дочь, считающую основным своим козырем красоту и привлекательность, а не дела, поступки и достижения.

То же самое происходит с мальчиками. Именно эмоциональный контакт с отцом, его одобрение, понимание и любовь, а не подаренные машинки-пистолеты способствуют становлению мужественности, желанию вырасти «как папа».   

Если родители постоянно ругаются, отец пьет и грубит, то никакие лекции не убедят ребенка, что семья должна базироваться на любви и взаимоуважении. Неважно, сколько лекций услышит девочка о семье, любви и браке. Если она усвоила негативное отношение к мужчинам в семье, ее отрицательное отношение и установки будет исправить очень сложно.

Важно помнить, что для детей обоих полов важен эмоциональный контакт с обоими родителями. Если, например, отец пренебрегает дочерьми и отказывает им в совместных играх, даже не важно в каких именно, или отказывается брать их, например, на рыбалку, мотивируя тем, что это не девичье дело, это формирует в них чувство неполноценности и зависть к сильному полу.

Дети в неполной семье.

Конечно, отношения ребенка с обоими родителями в семье очень важны, но как быть, если ребенок растет в неполной семье? Должно ли это влиять на его  нервно-психическое состояние и отразится ли на полоролевом воспитании?

На этот вопрос можно ответить однозначно - нет, не отразится. Но при условии, что малыш достаточно получает так необходимые ему любовь, заботу, уход, постоянное участие в его жизни и эмоциональную поддержку. Ребенок, живущий с одним из родителей, который может дать ему все перечисленное, будет более спокоен, эмоционально и психически развит, чем малыш, живущий семье, где мама и (или) папа пренебрегают его потребностями и нуждами. Хорошо, если женщина, которая растит ребенка одна, не будет стараться дать ему «за двоих», пытаясь исполнять и мужскую и женскую роль одновременно. При таком раскладе вымотанная мама не даст малышу и половины  того внимания и заботы, в которых он так нуждается.

Известно, что ребенку необходимы как женские, так и мужские ролевые модели, но эти ролевые модели не обязательно должны быть в семье. Дети обладают прекрасной приспособляемостью. Малыши из неполных семей находят позитивные ролевые модели вне дома – например, заменить  роль отца, как эмоционально значимого мужчины может и дед, и дядя, и кто-то из близких друзей семьи. Следует также отметить, что наиболее неблагополучными растут дети не в неполных семьях, а в семьях, где отсутствует любовь, взаимопонимание и уважение между родителями и у родителей по отношению к детям.

Взаимоотношение детей в многодетной семье.

Всегда здорово, когда в семье растет не один ребенок, а два, три. И если воспитание в семье поставлено правильно, то брат (сестра) это и друг, и партнер по играм. В такой семье дети учатся бережно относится к тем, кто младше, они проходят школу взаимного уважения, доверия, учится понимать и уважать чувства другого.

В воспитании разнополых детей есть различия, надо подчеркивать их половую принадлежность в одежде, играх, поведении, однако, во всем нужна мера. Важно не демонстрировать детям предпочтение ребенка определенного пола, если даже оно и существует. Это может привести к дискриминации одного из полов. Основные требования к детям и методы поощрения и наказания должны быть едиными. При выборе игр, игрушек и занятий важно видеть в ребенке прежде не только мальчика или девочку, а личность, со своими особенностями и склонностями. Если ребенок часто встречает отказ,  в участии в играх, «не свойственных» его полу, это может привести к зависти противоположному полу, чувству ущербности и неполноценности.

Когда в семье двое и больше детей (особенно с маленькой разницей в возрасте), то родители рано или поздно придут к мысли, что купать их вместе (примерно месяцев с 10 младшему) значительно удобнее и проще, нежели раздельно. Если малыши одного пола – вопросов не возникает, но как быть, если дети разнополые?

С самого начала надо определиться – до которого возраста старшего ребенка целесообразно разнополых деток купать вместе, и когда их следует разделить. На основании проведенных исследований, можно сказать, что  нет никаких оснований прекращать купать детей совместно до 6-7 лет. Кроме явного родительского удобства, процедура совместного мытья имеет для детей так же свои плюсы. Кроме того, что ребятам вдвоем плескаться гораздо интереснее и веселее, они с самого раннего возраста видят явные отличия между мальчиком и девочкой. Это позволяет удовлетворить их интерес, а так же избежать ряда вопросов, сложностей и комплексов. Например, дети, имеющие братьев-сестер, с меньшей вероятностью будут подглядывать  в детском саду в туалете за детьми противоположного пола. Видя регулярно обнаженным своего брата (сестру) и спокойное отношение родителей вопросам их половых различий, у ребенка будет складываться восприятие всего тела в целом, в котором нет «нехороших» частей. И это позволит избежать некоторых проблем в дальнейшем.

Домашняя работа

Помогая родителям в хозяйстве маленький мальчик чувствует себя помощником, защитником, а маленькая девочка – хозяйкой. По этому нужно постепенно привлекать маленькую девочку, сначала в виде игры к уборке, приготовлению пищи, стирке, приобщая малышку к ведению домашнего хозяйства. Мальчик может, возвращаясь из магазина, помочь маме поднести сумку. Ребятам обычно интересно наблюдать, как папа забивает гвозди или ремонтирует технику, чинит забор или копает грядки на даче. Не отстраняйте малыша, даже если он вам очень мешает. Лучше дайте вашему  маленькому помощнику посильную работу - это будет лучшим развитием его мужественности.

Не  стоит четко разделять домашние обязанности. Нет ничего плохого в том, что мальчики будут мыть посуду или пол. Они станут лишь более независимыми в плане быта, научатся ценить домашний труд и создаваемый женщинами уют. Мальчик, приученный к домашним делам,  сможет быть хорошим помощником жене.

Игры и игрушки, одежда.

До года-полутора игрушки не носят различия по половой принадлежности владельца, это погремушки, пищалки, стучалки, кубики, каталки, пирамидки и т. д. После года девочкам начинают дарить куклы, посуду, коляски и украшения, а мальчикам машинки, паровозики, конструкторы, молотки и спортивный инвентарь. Это замечательные подарки, особенно если сам ребенок просит их. Однако, такие игрушки могут стать и вредными, если взрослые будут постоянно подчеркивать этими подарками половые различия детей, тем самым подчеркивая, что женский (или мужской) пол пригоден только для определенного круга занятий, особенно если в доме есть разнополые дети, а родители ревностно следят, чтобы каждый из детей играл только в «свои» игрушки. 

При выборе подарка важнее всего учитывать личность ребенка, его игровые предпочтения.  Важно покупать ребенку те игрушки, которые ему нравятся, не забывая про его увлечения. В раннем детстве игрушки должны соответствовать прежде всего не полу, а интересам и возрасту ребенка. Например, неплохо было бы уважить просьбу активной девочки поставить ей спорткомплекс (по мере возможности) или купить машинку, а мальчику приобрести набор игрушечной посуды.

Я считаю, что для мальчиков нормально играть в куклы.  Это больше родительское стремление, чем женское, и не надо его угнетать. И потом, желание играть в куклы или шить на них одежду совсем не означает желание быть девочкой. А мужчина-модельер в наше время никого не удивит.

Если родители отнимают у ребенка игрушки, то мужественность ребенка от этого не усиливается. Показывая ребенку, что его мужская сущность не соответствует норме, родители вселяют в него чувство неполноценности.

Кроме того, не стоит забывать, что существует много универсальных развивающих игрушек. Это конструкторы, пазлы,  мозаики и домино, различные развивающие авторские игрушки.

Похожий вопрос возникает и с одеждой.

Дети должны знать, что есть мужская и женская одежда, но совершенно не обязательно на прогулку одевать красивое платьице, если ребенку хочется покататься с горок и побегать. Одежда на улице должна быть удобной и практичной, должна давать ребенку максимум свободы.

Особенности личности ребенка, темперамента и полоролевое поведение.

Иногда может показаться, что ребенок ведет себя несоответственно своему полу. Это несоответствие может выражаться в выборе друзей, игр и игрушек, манере поведения. Причем у мальчиков рамки жестче, чем у девочек.  «Мальчишеское» поведение девочек часто совпадает с требованиями общества и представлениями родителей о «нормальности» поведения. Особо пристальное внимание вызывают «женоподобные» мальчики. Но в любом случае родители задают себе вопрос: «все ли в норме с ребенком, каковы возможные последствия?».

Тут необходимо сразу сказать, что до наступления полового созревания  выбор поведения ребенка представляет собой, прежде всего, реализацию особенностей его  личности, характера, темперамента. Это значит, что мальчик может выбрать тихие игры и общество девочек, так как ему не нравятся шумные компании, драки и беготня.  Может быть,  девочки  меньше смеются над ним за неуклюжесть или полноту, мягкость характера или недостаточную физическую силу. Для него эта «неправильная» среда является более близкой по духу и совсем не свидетельствует о его аномалии.  И наоборот, активные, подвижные девочки, предпочитающие куклам активные спортивные игры, лазанье по деревьям, машинки и конструкторы, выбирают себе в друзья мальчиков, и это тоже совершенно нормально.  Конечно, желательно ребенка мягко направлять в его играх и занятиях, однако нет ничего страшного в том, что мальчик желает укладывать кукол спать или варить суп, а девочка катает машинки и пинает мячи (это чаще встречается в семьях, где есть разнополые дети и много разных  игрушек). Ребенку можно осторожно сказать, продемонстрировать на примере жизни родителей – что эти занятия не совсем соответствуют его полу, переключить внимание малыша на другие игры, но ни в коем случае ни ругать, ни отбирать любимые игрушки. Если родители начинают показывать свою явную негативную реакцию, у ребенка может сложится впечатление, что он – «неправильный», не такой как все. Это может вызвать, протест, или замкнутость, уход в себя, проблемы и комплексы («мне нравятся куклы - я неправильный мальчик»). Наоборот, спокойная реакция родителей даст ребенку в правильности своего развития («я нормальная девочка, просто люблю машинки»).  Когда ребенок подрастет, он сам будет выбирать игры, более подходящие для его пола. Подобные проявления чаще всего сглаживаются и потом совсем исчезают к подростковому возрасту.  

Первые детские вопросы «про это»

Первые вопросы, связанные с полом дети начинают задавать в возрасте после 3х лет. Вопросы носят познавательный характер и естественное стремление исследовать все вокруг. Дети обычно спрашивают: «Чем мальчики отличаются от девочек?», «Откуда я взялся?». В этой ситуации очень важна реакция взрослых на детский вопрос. Не стоит рассказывать сказки про аиста и капусту, когда малыш узнает правду, родительская ложь может подорвать доверие к ним. Девочкам часто хватает ответа, что младенец сначала жил в животике у мамы. Мальчики часто задают вопрос о роли отца в деторождении. Тут важно объяснить, не вдаваясь в анатомические и физиологические подробности, мужскую роль, так как мальчик, так же как и девочка, хочет быть продолжателем рода, и будет сильно переживать, если почувствует себя не причастным к процессу деторождения.

Подводя итоги можно сказать, что самое главное в полоролевом воспитании привить мальчикам желание быть мужчиной, а девочке – женщиной. Этому будет способствовать любовь родителей их забота, внимание, чуткость и положительный пример. Искренность, терпение и готовность понять помочь, любовь и уважение в семье – вот база для формирования здоровой, гармоничной личности. Необходимо помнить, что ваш ребенок прежде всего личность со своими особенностями, а уже потом мальчик или девочка. Если у вас активная, подвижная девочка или тихий, спокойный мальчик – не надо ломать личность позвольте им быть самими собой.

Конечно, у женщин и мужчин есть свои  роли, но в современной жизни никого не удивляет женщина, руководящая фирмой, управляющая автомобилем, или мужчина-парикмахер или стилист. Очень хочется чтобы наши дети, вне зависимости от их пола росли счастливыми и приспособленными к жизни.


На сегодня все. До встречи!

Евгения Небольсина

nebolsina@list.ru

На письма я отвечаю прямо и/или через рассылку. Любое письмо, написанное на этот адрес, может быть опубликовано в рассылке. Если вы этого не хотите, обязательно указывайте об этом в письме.


В избранное