Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воспитание? Начни с себя!

  Все выпуски  

Воспитание? Начни с себя!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ВОСПИТАНИЕ?   НАЧНИ С СЕБЯ!

 

Выпуск 9.

20.03.2005

Нужен ли нам на самом деле телевизор?

Воспитание детей – это воспитание себя.

Анастасия.

Доброго вам дня!

Личный опыт

У меня дома телевизор есть (пока :) ). Но стоит он на шкафу под потолком, к сети не подключенный. А подключается только если что-то уж очень интересное и рекомендуемое хочется посмотреть. За год это, по-моему, случилось два раза.

Переехал телевизор на свое «почетное» место вскоре после рождения моего сына. Почему? Во-первых, я абсолютно уверена, что ребенку в первые годы жизни (а вообще-то и в последующие тоже, но в первые уж точно) телевизор ну совершенно ни к чему. Поэтому, соответственно, его для сына не включала. Во-вторых, у меня лично не было ни времени, ни желания смотреть ТВ. И, знаете, по прошествии некоторого времени я поняла, что очень даже неплохо без него обхожусь.

Знаю не скажу что многих, но нескольких людей, которые телевизора тоже уже давно не смотрят и ничуть от этого не страдают. Даже, можно сказать, наоборот – это люди творческие и общительные.

Из тех последствий просмотра ТВ, которые очевидны для меня (это касается не только детей, но и взрослых): утомление глаз, ухудшение зрения, усталость от просмотра, раздражительность, головные боли, нарушение сна и прочие «радости».

А еще это уход из реального в виртуальный мир, забивание своей головы бесполезной по большей части информацией и бессмысленная трата времени своей жизни, которое, как это ни банально, уходит ведь безвозвратно.

Давайте зададим себе вопрос: ЗАЧЕМ мы смотрим телевизор?

Свои ответы (из опыта прошлой своей "телевизионной" жизни :) ) я напишу сейчас, а вы пришлите мне, пожалуйста, свои. И тогда в следующем выпуске мы их объединим и обсудим.

Итак, зачем я смотрела телевизор?

     Чтобы отдохнуть от напряженного рабочего дня.

     Чтобы увидеть новый интересный фильм, передачу.

     Чтобы скрасить одиночество.

     Чтобы занять свободное время.

     Чтобы узнать, что же будет в следующей серии «Скорой помощи»? («Санта-Барбары», «Ментов» и т.д., и т.п.)

     Чтобы узнать последние новости и быть в курсе событий.

     Чтобы было о чем поговорить с друзьями.

Может быть, я что-то забыла. Наверняка вспомню, читая ваши письма :)).

 

Что пишут?

В Интернете можно найти много информации о вреде телевизора. Даю ссылки на некоторые статьи, в которых рассматривается воздействие телевизора в том числе на детей.

-----

Статья Андрея Котлярова «Зависимость от телевизора».

http://preferolog.narod.ru/tv1.html

В ней звучит та же наша любимая мысль – начните с себя! Если вы сами будете смотреть телевизор, а ребенку запрещать или хотя бы ограничивать – это же несправедливо! Опять же, лишний повод для слез и скандалов.

Приведу самые значимые, на мой взгляд, выдержки из статьи.

5. Какой вред наносит телевизор детскому здоровью?

Длительное сидение перед экраном телевизора приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Развиваются психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана.

Телевидение моделирует поведение ребенка, заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.

Просмотр телевизионных передач, ток-шоу, не требует особой концентрации внимания, а посему, подростки становятся ленивыми и пассивными во всех допустимых смыслах этого слова.

Ученные склонны считать, что феномен "детской невнимательности" в определенной степени связан именно со злоупотреблением просмотра телевизора.

Все дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребенка.

6. Что делать, чтобы избежать зависимости от телевизора у ребёнка?

Ещё раз напоминаю - речь идёт в большинстве случаев не о зависимости, а об одиночестве. Предложите ребёнку своё общество и он скорее всего откажется от телевизора.

Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому ребёнку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телевизора можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это будет сделано не с вашей подачи. Кстати, для того, чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть "суррогатность" общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: "Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики".

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации "общения" с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.

-----

Другая статья – это опубликованное в журнале «Результат» (выпуск рассылки «Новости журнала «Результат» от 15.12.04) интервью с Натальей Марковой, руководителем Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. В последние годы она занимается изучением воздействия на детей и подростков различных СМИ. У статьи говорящее само за себя название: «Образование, или Как стать моральным уродом». Большая по объему, но очень рекомендую прочитать. Разбирается, в том числе, влияние различных современных мультфильмов на формирование личности и характера ребенка. И влияние это, скажем мягко, не положительное.

http://subscribe.ru/archive/economics.school.publisher/200412/15170458.html

Приведу здесь "для затравки" начало статьи.

Н.М.: Вы совершенно правы, когда говорите о широкомасштабном социальном эксперименте, жертвой которого становятся дети. Однако сделаю небольшое уточнение. Понятие «эксперимент» подразумевает некоторую непредсказуемость результата, влияние же современных СМИ для специалиста очевидно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка — прежде всего с помощью мультфильмов и компьютерных игр. Активно воздействуя на воображение ребенка, они прививают ему новые установки и модели поведения.

Давайте отдельно рассмотрим каждое из вышеупомянутых поведенческих отклонений. Начнем с агрессии. Вспомним «Покемонов». К чему сводится основное действие в этом мультсериале? Странные существа под общим названием «покемоны»...

Корр.: ... что в переводе с английского означает «карманные чудовища» — pocket monster...

Н.М.: …Совершенно верно, но мы пока не будем обсуждать вопрос, нравятся они нам или нет — здесь дело в другом. Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Сразу вспоминается новая кровавая забава — петушиные и собачьи бои, которые сегодня переживают второе рождение. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань человеческого, позволяя себе испытывать удовольствие от убийства.

Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм? В соответствии с законами восприятия художественного произведения он идентифицирует себя с его героями. А идентифицируя себя с существом, которое успешно уничтожает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, которые вознаграждаются чувством победного торжества. В его психике вырабатывается своеобразная «канавка» агрессивности — накатанная колея, по которой привычно движутся чувства ребенка.

В общем, читайте и думайте - а оно вам надо?..


Ваши письма

Еще пришло письмо от Юли с ответами на вопросы о терпении. Спасибо всем, кто пишет! Ваши письма помогают мне, в том числе, увидеть то, что я не додумала, и понять, о чем интересно и полезно было бы написать дальше. Кстати, именно Юлина фраза о недозволенности "бесконтрольного потребления телевизора" утвердила меня в теме сегодняшнего выпуска :).

Евгения, здравствуйте,

я не думаю, что мои ответы будут кому-то интересны. Но "до кучи"...

Зря Вы так! Ваши ответы интересны, как минимум, мне :). И думаю, что не только мне. Если мы поделимся своим опытом, то у нас будет больше возможностей для личного развития. Кроме того, само по себе формулирование и запись своих мыслей помогает осмыслить проблему, взглянуть на нее с другой стороны или хотя бы просто ее увидеть :)

Ребенку 3г. 9 мес.

Часто ли мой ребенок выводит меня из терпения?

раз или два в день, в среднем.

Кто НА САМОМ ДЕЛЕ виноват в том, что я теряю терпение?

только я. Хотя сын тоже иногда мог бы помочь мне, видя, что мне тяжело сдерживаться - но он и помогает.

Когда я последний раз повышала на ребенка голос? А можно ли было поступить по-другому?

Сегодня утром. Я вообще по утрам начинаю обычно с того, что всех строю. Редко, но бывает, что просекаю это состояние до того, как успею с кем-то заговорить, и тогда по возможности ухожу от общения, пока не проснусь и не приду в норму. Т.е. поступить по-другому не очень получается.

Позволяю ли я ребенку делать то, что ему хочется, а мне не нравится, но катастрофических последствий, если подумать, не имеет?

Позволяю почти все. Кроме бесконтрольного потребления конфет и телевизора (не все думают, что это катастрофично, но я к рекомендациям врачей отношусь серьезно).

Умею ли я хоть иногда сбрасывать маску взрослости и возвращаться в детство?

Умею. Каждый вечер почти обязательно. Но вчера, например, не смогла собраться с силами и возить с ним машинки с визгом и хохотом - была расстроена, что муж уехал в праздник на работу. Мы просто посидели, поговорили, еще изображали по очереди рычащего льва и еще какое-то чудовище, которое пыталось его укусить. Тоже повизжали и посмеялись, хоть и без машин.

Я очень рада, что мы умеем все-таки иногда быть детьми со своими детьми :))

P.S. Мне кажется, что раздражительность и усталость родителей во многом связана с состоянием здоровья. Кому-то не кричать на ребенка помогают витамины, кому-то глицин, я смогла выбраться из депрессивного состояния с помощью гомеопатии - самокопание и пр. не помогали совершенно.

А кому-то помогает "самокопание" :) Кому-то отдых на природе. Кому-то физические нагрузки. На мой взгляд, успех конкретного метод зависит от человека, от его настроя и желаний.

С уважением,

Юля.


Анонсы

Все лучшее для наших детей

http://subscribe.ru/catalog/home.child.cheburashka
Развивающие игры, потешки, колыбельные, сказки, мультфильмы, музыка. Духовное, интеллектуальное и физическое развитие. Развитие творческих способностей. Виртуальные открытки по рисункам ваших детей. Беременность - время гармонии. Грудное вскармливание. Вяжем для детей. Клуб одиноких мам. Помощь детям. Усыновление: с чего начать, вопросы и ответы.

Сайт рассылки http://www.cheburashka.com.ru

-----

Беседы на кухне

http://subscribe.ru/catalog/psychology.kuchnja

Вечер опустился на город. За окном беснуется ветер... А на кухне тепло и уютно. Приглушенный свет. Приветливо шумит чайник. Каждый вечер кухня проживает целую жизнь. Тепло семейного ужина. Бесконечные споры до утра в кругу друзей. Робкие признания в любви. Философские беседы. Это место, где можно поговорить обо всем... Было бы с кем.

-----

Вышла в свет новая восьмая книга Владимира Мегре "Новая цивилизация"

В электронном виде есть на сайте http://www.universalinternetlibrary.ru/book/megre8/ogl.shtml


Рекомендую подписаться

Лидия Серёгина
    рассылка «Я счастлива кормить грудью!»
   
http://subscribe.ru/catalog/home.child.grudnoevskarml
Татьяна Нестеренко – проект «Родительская школа»
     рассылка «Как выращивать детей с умом и сердцем?»
     http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

     заочный тренинг для тех, кто хочет перейти от «ЗНАТЬ» к «БЫТЬ» И «УМЕТЬ»
    
http://nesterenko.masterscity.net/
Наталья Хандрика
     рассылка «Все лучшее для наших детей»
    
http://subscribe.ru/catalog/home.child.cheburashka

 

На этом на сегодня все. До встречи!
Евгения Небольсина
nebolsina@list.ru

На письма я отвечаю прямо и/или через рассылку. Любое письмо, написанное на этот адрес, может быть опубликовано в рассылке. Если вы этого не хотите, обязательно указывайте об этом в письме.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.vospitaniesebja
Отписаться

В избранное