Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воспитываем успешных детей

  Все выпуски  

Воспитание самостоятельности.


Воспитываем
успешных детей

Содержание выпуска №14

Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности.

Давайте понаблюдаем за нашими детьми в школе и дома. Ребенок пришел на урок. Ему надо быстро к уроку подготовиться: достать учебник, тетрадь, ручку, карандаш и т.п. Как ребенок делает это? Есть дети, которые очень быстро выполняют эти требования учителя, находят в своем портфеле все, что необходимо.

Но иногда можно наблюдать и такую картину: ребенок очень долго ищет необходимые школьные принадлежности в своем ранце и теряет время, может не услышать учителя, достает всё, что у него есть, устраивая беспорядок, от которого трудно избавиться какую – то часть урока.

Или такой пример: учитель задает какое – либо задание, ученик переспрашивает и ждет, когда учитель подойдет к нему и индивидуально объяснит задание ещё раз и разрешит работать. Некоторые дети, не получив поддержки и одобрения взрослого, не приступают к выполнению какой – либо деятельности или делают все только под диктовку.

Что это? Неуверенность, страх (вдруг не справлюсь, и меня поругают) или проявление несамостоятельности? Причины могут быть разные. Сегодня мы будем говорить о проявлении несамостоятельности. Как проявляется, почему формируется, как влияет на формирование личностных качеств и что делать?

Случай с портфелем говорит о том, что школьные принадлежности собирал не сам ребенок, а кто – то из взрослых, т.е. сделал то, что школьник должен и может сделать самостоятельно. То, что дети выполняют задание только под диктовку, не проявляя инициативы, характеризует не только ребенка несамостоятельного, но и неуверенного.

Такая неуверенность возникает по разным причинам, но чаще всего, если за сына или дочь выполняют ту деятельность, которую он может выполнить сам. Самостоятельность формируется с момента рождения ребенка, если он живет в условиях постоянного преодоления трудностей.

Уже новорожденного можно приучить к этому. Вы, конечно, наблюдали за тем, как новорожденный «добывает» себе пищу? Он сосет грудь матери или иногда, к сожалению, получает пищу из бутылочки. Где ребенку легче обеспечить себя и особенно трудиться не надо? Конечно, когда он сосет соску, молочко поступает свободнее.

И вот именно здесь мы уже не учим ребенка преодолевать трудности, и не формируем самостоятельности. Ему легко и этим многое сказано. Ребенка кормят, одевают, убирают за него игрушки, а когда он начинает учиться, сидят постоянно рядом, часто выполняют за него домашние задания, выбирают кружки по интересам взрослого, постоянно диктуют, что делать и как делать.

И впоследствии, взрослые удивляются, что ребенок становится зависимым, а зачастую отказывается подчиняться, так как ждет, что кто – то за него выполнит его основные обязанности. Что же делать? На третьем году жизни ребенок начинает самоутвеждаться.

«Я - сам»,- заявляет он и берется выполнять любое дело. Необходимо предоставлять возможность проявлять самостоятельность, но важно следить за тем, чтобы деятельность была посильной. Можно незаметно помочь выполнить то, что он задумал, подчеркнув, что он все сделал сам, а взрослый только немного помог.

Но обязательно необходимо, чтобы дело было доведено до конца, иначе не сформируем настойчивую, целенаправленную деятельность, умение получать определённый результат и удовлетворение от выполненной работы. Поощряйте ребенка за проявление любой самостоятельности (по собственному желанию, собственной инициативе): сам сел вовремя за уроки, убрал комнату, сам нашел, чем себя занять в свободное время, сам купил хлеб для всей семьи и т.п.

Сконцентрируйтесь на том, что уже умело и самостоятельно сделано. Позволяйте детям делать выбор деятельности, способов её выполнения, подбадривайте, давайте понять, как много он умеет. Очень важно также не подавлять собственное начало ребенка, не подавлять собственного достоинства ребенка, иначе дети чувствуют свою несостоятельность и, следовательно, неуверенность и тогда ни о какой самостоятельности не может быть и речи.

Излишняя строгость, когда взрослый диктует ребенку все его действия, часто запрещая многое, также является врагом самостоятельности. Влиятельный взрослый снимает с ребенка внутренний контроль над своим поведением, и дети не умеют оценивать своё поведение, свои поступки, свою деятельность, а в основном ждут оценки со стороны взрослых и конечно не получают удовлетворения от победы над собой, преодоления трудностей.

Ребенок не учится отвечать за свои поступки, так как взрослые всю ответственность за ребенка берут на себя. И вместо того, чтобы самостоятельно разобраться в своих «делах», ищут виноватых вокруг себя. Если постоянно диктовать ребенку свои условия, что делать, как делать, ребенок не только становится зависимым и несамостоятельным, но и отказывается подчиняться.

У каждого человека бывают моменты, когда он затрудняется в каком – то деле, то же самое бывает и у детей. Необходимо дать понять, что он справится, что надо постараться сделать это дело ещё, ещё и ещё, не отступать и добиться результата.

Как-то я слышала интервью одного из журналистов с успешным предпринимателем, который на вопрос: «Почему вы добились успехов в своем деле», ответил, что в детстве мама постоянно внушала ему, что он все может сделать сам. То, что мы взрослые часто внушаем детям, уходит в подсознание и становится их чертой характера.

Самостоятельность человека в нашей современной жизни одно из самых действенных средств добиваться успехов в жизни. Помните об этом и не пытайтесь сделать за своего сына или дочь то, что они могут и должны делать самостоятельно. Это во многом поможет нашим детям стать успешными в жизни.

наверх


Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.


В избранное