О чем думают младенцы? Вот тот вопрос, который занимает человечество
едва ли не больше, чем вопрос о мышлении животных. И это не удивительно
— ведь узнав, насколько младенец может размышлять, понимать,
чувствовать окружающее, можно соответственным образом построить и
систему воспитания и ухода за детьми.
Долгое время считалось,
что мысли младенца только отражают увиденное (т. е. мышление у него
наглядное), и выражаются в основном в эмоциональной оценке окружающего
мира. Рекомендуя матерям также использовать в общении с младенцами лишь
одни и те же эмоции, авторы многих книг, в том числе авторы популярной
чехословацкой "Энциклопедии молодой женщины", не советовали даже
говорить с ними на обычном языке: "Мы не понимаем "интеллектуалок"',
которые считают, что с ребенком следует с первых дней рождения говорить
нормальным человеческим языком, а не "сюсюкать". Беда в том, что такие
"интеллектуалки" вносят элемент рассудочности в то, что должно
принадлежать целиком миру первых чувств матери. Вы можете говорить с
вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете
настойчиво и членораздельно повторять ему "мама", "папа", "дай",
"возьми" и т. д. — ребенок все равно не поймет вас. Сам, находясь в
мире открывшихся ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он
поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию и в зависимости от вашей
интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о
ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше
гуканье, и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и
нежности, изложенное на "нормальном" языке". И в то же время все
большее количество психологов, педагогов и даже педиатров замечают, что
детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее,
и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на "детском
языке" и сами начинают говорить позже и хуже.
Девочке необходимо почувствовать себе девочкой. Некоторые отцы, ожидая
сына, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это разрушает ее
дальнейшую жизнь и мешает нормальному развитию женского организма.
Женщина
нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо
слышать, что она любима родными. Воспитывая девочку, обходитесь без
таких одобрений, как: "молодец", "хорошо сделала", "умница".
Такие
слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться
добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее
счастливой, так как ей нужна любовь. Многие женщины, неправильно
воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но
еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви.
- Я тебя так люблю. - Ты у меня просто чудо, подарок судьбы. - Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю. - Ты украшаешь мою жизнь.
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
Сколько раз каждый из нас поражался тому, как быстро летит время!
Кажется, что совсем недавно ваш малыш делал первые шаги и произносил
первые слова, а теперь совсем близко пора, когда ваш ребенок,
перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас
наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать
новое, учиться думать и рассуждать, строить свои отношения со
сверстниками. И, конечно, каждого родителя не могут не волновать
вопросы: как сложится школьная жизнь ребенка? Как он будет учиться?
Готов ли он к школьному обучению? Что может и что должна сделать семья,
чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом
взросления, познания, труда?
Итак, для того, чтобы ваш ребенок
хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить,
особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить
ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и
психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано
немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом:
родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.
У
них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и необходимая
последовательность. Родители теряются в потоке разнообразной
информации, начинают метаться: чему учить? Какую книжку прочитать?
Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад отдать своего малыша?
И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные дети с
четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку,
выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные непонятные им
стихотворения и многое, многое другое. Но что это дает для их
психического развития, для развития основных познавательных процессов:
восприятия, мышления, самостоятельной речи?