В начале нашего века венский психиатр, которому еще только предстояло
стать светилом мировой науки, глубокомысленно изрек: "Анатомия - это
судьба!" В эти слова основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд вложил
глубокий смысл. Он полагал, что принадлежность к тому или другому полу,
выраженная в строении тела и специфике телесных функций, накладывает
неизгладимый отпечаток на мироощущение и поведение человека. Фрейд был
просто убежден в неоспоримом - прежде всего, анатомическом -
превосходстве мужского пола. Он считал, что женщина с детских лет
терзается сознанием своего несовершенства и втайне завидует мужчинам.
Идеи
Фрейда, которые в наши дни безоговорочно разделяет лишь узкий круг его
ревностных последователей и которые большинство ученых признает
достаточно субъективными, тем не менее, содержат некоторое рациональное
зерно. Нельзя не признать, что во все времена отношения полов были
окрашены явным или неявным соперничеством: мужчины стремились отстоять
свое подлинное или мнимое преимущество, а женщины пытались его
оспорить. Конечно, дело тут не столько в анатомии, сколько в
сложившейся системе социальных ролей. В наши дни эта система
стремительно рушится. Современная женщина больше не желает вести образ
жизни, который вели ее прабабушки. Она чувствует себя вправе встать
вровень с мужчиной и немало в этом преуспевает.
Для развития зрения ребенка прежде всего необходимо, чтобы его кровать стояла в хорошо освещенной части комнаты. Общий
источник освещения (окно или лампа) должен находиться сзади так, чтобы
свет не падал сбоку или прямо в лицо ребенка, но отражался от
предметов, находящихся в поле его зрения. При неправильном расположении
источника освещения ребенок обращает к нему взор, его движения при этом
задерживаются, и он по нескольку минут лежит неподвижно, устремив глаза
к свету.
Это вредно для зрения и мешает ребенку научиться
фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Кроме того, в тех
случаях, когда источник света находится сбоку от кровати (что нередко
бывает) и ребенок подолгу лежит, повернув голову в одну сторону, у него
может образоваться некоторое уплощение головы с этой стороны.
Для
развития умений фиксировать взор на неподвижных предметах и лицах людей
и переводить взор вслед за передвигающимися, ребенку надо предоставлять
соответствующие игрушки и часто, подолгу разговаривать с ним.
За длинные каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И
теперь мамы и папы полны энергии и решимости вместе с любимым чадом
начать новую школьную жизнь. Правда, при этом они нередко впадают в
крайности, которые, как известно, ни к чему хорошему не приведут. По
мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит
говорить школьнику некоторые фразы:
"Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки"
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи
абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты.
Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов
ребенка, его умений и способностей.
Эта книга
показывает, что быть физически совершенным - это не только удел
некоторых одаренных детей, имеющих врожденные задатки физических
гениев. Она утверждает, что каждый ребенок от рождения обладает
великолепным даром в виде генов Homo sapiens, а, следовательно, и
наследственным правом быть физически совершенным.
Эта книга
восхваляет чудо, которое называется "человеческой подвижностью" и
которое мы изучали с 1940 года. С того самого времени, днями, которые
длились не по восемь рабочих часов, а по двадцать, неделями, которые
продолжались не по пять, а по семь рабочих дней, месяцами, во время
которых мы чаще испытывали радость, чем отчаяние, годами, когда мы то
поражались чуду человеческой подвижности, то сходили с ума, теряясь в
догадках почему она отсутствует, мы изучали подвижность всеми
возможными способами.