На Гошку жалуются по-прежнему в школе: за поведение. Учебные проблемы отвалились все, говорят, что девочка очень
умная, но поведение оставляет желать. Бегает, когда все сидят, лезет с разговорами, когда учитель объясняет, всем мешает, и даже задирает детей из старших классов :(. Импульсивная деушка, не владеет собой ни хрена :((( - контроля нет.
Пробую вырабатывать. Вот сегодня придумала упражнения. Подействует на поведение "вне рамок меня", или нет, понятия не имею. Записываю, чтобы не забыть.
- Все упражнения на время: по дисплэю моего мобильника, перед каждой попыткой я говорю, каких цифр мы ждем.
- Все упражнения выполняются "за шоколадку" - Гошка сластена. Шоколадка выдается после успешной попытки, неважно, которой.
- При неудаче отсчет заданного промежутка времени начинается сначала.
- Упражнения НЕ составляют ОСНОВНОГО содержания деятельности. Они только сопровождают другую обычную и минимально осмысленную деятельность (игра, беседа, домашние дела).
1. Получасовое молчание.
Мы только-только вернулись домой, нам надо было прийти в себя. Гошке было разрешено делать все, что угодно. Но - молчать.
Папа по моей подначке работал как провокатор. Интересно, что на его провокации она не повелась, но вот ВЫДЕРЖАТЬ невозможность выразить себя далась очень тяжело: последние десять минут она пыталась показывать нам что-то жестами, мы не желали понимать, и она почти беззвучно отчаянно хныкала
внутрь надутых щек. Оказалось: хотела нам сказать, что она молодец, что так хорошо молчит :).
2. Контроль положения тела.
Потом мы все трое сели играть в "контакт" (вербальная игра).
Гошка при подобных домашних играх крутится по комнате как юла, только что по потолку не прыгает, а по стенам за милую душу.
А тут папа открыл коробку "Тофифи", Гошка тоже запросила, а я предложила: если она сядет
на ковер на попу, и 15 минут (пока мы играем!) просидит, не отрывая попы от указанной точки ковра (двигать ногами, руками, ушами, говорить, петь и тэдэ не возбранялось), то получит свою конфету.
Первая попытка не удалась, несмотря
мои постоянные, перебивающие игровой процесс, крики с напоминаниями ("Гошка, ПООООПАААА!!!"): она не изменила позу, но попрыгала прямо попой по ковру в сторону собеседника.
Мы засекли время еще раз, и на сей раз, прочно усевшись по-турецки, она
с пользой провела время, ни разу не сдвинувшись. Получила приз.
3. Контроль речи ("да и нет не говорите" :))
Но самое интересное было перед сном, после длинной паузы на рисунки. Я предложила ей еще одну конфетку, если она всего пять минут, общаясь с нами как обычно, делая все что угодно (а потом уже и готовясь с папой ко сну), ни разу не произнесет слов "да" и "нет".
Оказалось, что это невероятно трудно!!! Мы ее даже не провоцировали особенно, просто разговаривали, как обычно, типичный диалог:
- Это что, Гош, твой новый бакуган? Какой интересный. А что это у него внутри?
- Это тело его.
- Ага... А голова где?
- Вот.
- А почему она с дыркой?
- Не знаю... Он такой...
- Ага, а вот это, красное, длинное? Тело,
как у змеи?
- ДА!!!
Тут же хватается за рот, дикий хохот, и требования "снова, играем снова". Раз десять пробовали!
Чуть время укладывания не прозевали. И вот уже они пошли за полотнецами, и папа ей говорит:
- Ничего, Гош, давай пока что начнем укладываться, и говори-ка ты поменьше. Минутка всего осталась. Ты ведь хочешь выиграть? - и сам себе чуть язык не прикусил: ох, мол,
сейчас опять все сначала...
Но ребеночек притормозил, и язвительно, медленно так:
- Паааапа.... КА-НЕШШШШШ-НОООО....
Тут все заржали уже с облегчением, и я выколупала конфетку из коробки, через десять секунд и минута истекла...
Понравилось ей ужасно. Требует играть еще. А то мы ее второй день ругаем. :( Учительница бабушке нажаловалась ого-го. :(((
Февраль 2010, спустя полтора месяца
Очень простые упражнения - а результат потрясающий. Улучшения огромные, заметили все и в школе, и дома. Ребенок получил представление, КАК ощущается потребность контролировать
себя. И стал активно применять это на практике.