Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Толстопуз.Ру - все о ваших малышах и не только - Обучение Малышей Чтению -


В настоящее время существует много различных методик обучения чтению, выпущено сотни "Букварей", "Азбук" и других пособий. Хотелось бы поделиться своим опытом.

Своих старших детей я начала учить буквам лет с 1,5-2. Но буквы произносила как звуки: не "бэ", а [б], не "эм", а [м], т.к. если учить буквами, детям потом будет сложно читать слоги: вместо [ба] они будут произносить [бэа]. затем мы читали слоги-слияния: ба, бо, бу. Затем слова из двух слогов-слияний: ма-ма, па-па. Следующий этап - слова слияния + согласный: кот, нос. И только затем более сложные слова.

Сейчас некоторые методики предлагают начинать со слогов "гласный + согласный": ам, от, ил и только потом учить читать слияния "согласный + гласный". Ещё такой приём: различные согласные читаются поочерёдно с одним гласным: ба, ва, га, да... Учить читать лучше начинать со звуков, которые ребёнок уже умеет произносить. А те, которые не умеет, читать самому вслух и потом просить ребёнка, например, показать, на какой карточке написан тот или иной слог.

Начав говорить о том, что можно учить ребёнка читать до того, как он хорошо заговорил, не могу не упомянуть о . Она заключается в том, что ребёнку показывают не букву или слог, а целое слово. Младшую дочь я начала учить "читать", т. е. узнавать слова в 10 месяцев. Написала крупно красной тушью на отдельных карточках слова: мама, папа, сестра, брат, кот, и т. п., которые ребёнок часто слышит в повседневной жизни. Можно сгруппировать их по темам: родные, игрушки, мебель, посуда, еда, транспорт. Сначала только имена существительные. Берём 5 карточек и несколько раз в день показываем их ребёнку, чётко читая слова.

На весь "урок" уходит 10 секунд. И таких "уроков" - 5-7 в день. Занятия проводить только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении. Через несколько дней можно взять другой набор слов или добавить к первому набору слова. Вообще, прочитав книгу Домана, я решила, что это очень утомительно. Но моей дочке так понравилось заниматься, что мы уже чётко не следовали рекомендаиям автора, а делали так, как нам удобно: "читали" слова вперемешку, из разных наборов, сегодня одни, завтра - другие. В результате она их все стала узнавать: разложим на полу 10 слов и просим её: "Принеси слово "диван". Она принесёт нужную карточку. Да, и ещё мы так играли: несли слово на тот предмет, который оно обозначает.

В чём польза таких занятий? Развивается память, внимание, мышление, речь, да и просто это интересно и ребёнку, и маме.

Вот строчки из моего дневника: "А книги Вика уже почти не слушает, потому что знает их наизусть. Сейчас у неё любимая игра такая: раскладываем на диване книги (штук 20) и произносим любую строчку из любой книги, Вика с радостью берёт нужную книгу. Ошибается очень редко. А потом она "спрашивает", а мы должны сказать, как книга называется". Ей тогда был 1 год 4 месяца.

И каждый день, читая слова, мы читали и книги часа 3, если не больше. Это не значит, что всё время она сидела: убегала, прибегала, но суть улавливала.

Так что не бойтесь, экспериментируйте, дорогие родители, и всё у вас получится!


В избранное