Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание без страха и упрека От описания ситуации к конкретным действиям 


Родительская школа Татьяны Нестеренко

Письмо автору

Архив рассылки

Воспитание без страха и упрека

Выпуск от 24 октября 2006г

От описания ситуации к конкретным действиям 

Здравствуйте, уважаемые подписчики! На сайте проекта появились новые статьи, заочный тренинг действует в новой версии, выпуски рассылки возобновляются. В ближайшее время все рассылки проекта "Родительская Школа" будут объединены в одну общую.

Напоминаю, что отвечаю на письма в основном через рассылку, исключения составляют письма-отчеты курсантов. Много писем приходит с описанием проблемной ситуации, но без конкретных вопросов, вот одно из недавних и типичных:

---------------------------------

"Добрый день, Татьяна !
Ситуация достаточно сложная для меня. Всю свою жизнь я росла и сейчас живу в противоречии с собственной матерью. Стоит только ей что-либо сказать или сделать я обязательно сделаю всё наоборот. Сейчас я сама мать, одна воспитываю сына 9 лет, но этот внутренний конфликт не могу преодолеть.
Чтобы было понятнее : мы живем втроем (я, сын и моя мама), в 2-х комнатной квартире. Домой я прихожу с работы примерно в 20 час., ребенок возвращается из школы в 12 час., соответственно большую часть времени он проводит с бабушкой. Отношения к воспитанию ребенка у нас во многом различаются, но так как я вижу его меньше, то оказываюсь в тупике : поступать иначе чем
бабушка – значит запутать ребенка ( кто же все-таки прав, ведь обе взрослые женщины, обе авторитет для ребенка), согласиться тоже не могу, потому что она не права. Иногда просто опускались руки.
Например, прихожу вечером – одежда ребенка валяется в коридоре на полу, бабушка говорит «Что я могу сделать? Я ему сказала, а он не убирает.» Я его зову в коридор и заставляю убирать все по местам, и так каждый день. Из таких вроде бы мелочей складывается характер моего ребенка.
На сегодняшний день понимаю, что мы растим безвольного, абсолютно не самостоятельного человека, что с собой поделать не знаю.
Очень волнует то, что спокойно убедить ребенка в том,что надо стараться учиться, самоутверждаться в жизни - не могу, часто срываюсь на крик, иногда даже бью его.
ХОТЯ В СВОЕ ВРЕМЯ ИМЕННО ТО, ЧТО МОЯ МАТЬ КРИЧАЛА НА МЕНЯ ОТВРАТИЛО МЕНЯ ОТ НЕЁ.
Кажется вот бы жить отдельно и всё встанет на свои места, но у меня нет такой возможности. Извините, что сумбурно, эмоции захлестывают.
Заранее благодарна Вам за отклик. Очень нужен взгляд со стороны, дружеский совет."
--------------------


К сожалению, по такому замкнутому кругу бежит жизнь многих семей, наполненная унынием и беспросветностью внутрисемейных отношений. У ребенка хотя бы есть надежда, что выходом из этого семейного болота с его вечными скандалами и взаимной грызней станет взросление и самостоятельная жизнь. И уж в его семье все будет по-другому - так мечтается в детстве. Но мечты часто так и остаются грезами, потому что в реальности "само собой" не получается ни построить идеальную семью, ни стать хорошей матерью. И семья, и родительство требуют умения, терпения, ежедневного труда и постоянного обучения на своих ошибках.

Пока человек остается по своей сути ребенком, он ждет и даже требует от окружающих, чтобы они сделали его счастливым, одарили его любовью, признанием, уважением, и дали все остальное, что не хватает для полного счастья. Мама должна измениться и прекратить наконец тебя раздражать, ребенок должен делать то, что ты считаешь правильным (учиться, самоутверждаться, убирать вещи, и т.д., при этом быть самостоятельным и обладать прочими добродетелями). Когда же такой взрослый "ребенок" не получает желаемого, он начинает себя жалеть и искать утешения и совета на стороне. Благо, сейчас с этим нет проблемы - интернет дает огромные возможности поговорить о своих проблемах, получить сочувствие и море советов.

Я Вам дам совет, который часто даю собственному сыну - ему 5,5 лет, возраст "почемучек". Я обычно не даю на его вопросы однозначных ответов, а отвечаю так: "Некоторые люди думают, что это так..." или "Насколько я знаю, это так...", и часто я предлагаю ему подумать над вопросом самому и дать свой ответ, а потом я скажу свой вариант. И если ему не лень подумать, что бывает, когда вопрос действительно интересует, то его собственный ответ более верный и глубокий, чем тот, который я могла дать сходу. Если 5-тилетний ребенок способен правильно сформулировать вопрос и найти ответ, то и к 30 годам эта способность еще не угасла у большинства людей. Просто взрослым часто НЕКОГДА и ЛЕНЬ обдумать, четко сформулировать вопрос и искать на него ответ.

Автору письма предлагаю на основе своего сумбурного описания семейной жизни сформулировать КОНКРЕТНЫЕ вопросы, или конкретные проблемы. Не надо пытаться разом разобраться в себе или навести порядок в своей жизни - это невозможно. Хаос в мыслях, чувствах, отношениях, в доме или делах - возник не вдруг, он копился долгие годы изо дня в день, и исправить ситуацию можно именно делая маленькие шаги, изо дня в день исправляя старые ошибки, и решая проблемы одну за другой.

Например, описательные фразы "живу в противоречии с собственной матерью" и "этот внутренний конфликт не могу преодолеть" можно переформулировать в вопрос "Что я могу предпринять для преодоления конфликта с матерью?", и не особо долго думая набросать все возможные варианты действий, которые только придут в голову. Если трудно думать о себе и своей проблеме, представьте, что совета у Вас спрашивает подруга или ребенок: "Подскажи, я все время делаю и говорю наперекор своей матери, что мне сделать, чтобы это изменить?". Стоит лишь начать искать варианты решения конкретной проблемы, дать мозгу такую задачу - генерировать варианты - и найдется минимум десяток возможных шагов, которые ведут к решению. Дальше остается выбрать - для начала что-то одно - и начать это делать каждый день, минимум неделю. Потом добавляем еще один шаг, и привыкаем делать его ежедневно. Попутно подбиваем итоги недели и смотрим, что работает, а что не ведет в нужную сторону.

Конечно, можно найти готовые алгоритмы решения универсальных проблем - в книгах, на тренингах, у людей, которые успешно их решили. Множество таких алгоритмов я даю в своем заочном тренинге Родительской Школы. Знание полезных для повседневной жизни алгоритмов, наработка определенных навыков и умений - это инструменты, владение которыми дает быстрые и долговечные результаты. Этому можно и стоит научиться. НО каждый человек может самостоятельно пройти свой путь и решить стоящие перед ним задачи (проблемы). Стоит лишь захотеть, подумать и сделать! И так изо дня в день :-).

 

 

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru

Сайт проекта "Родительская школа Татьяны Нестеренко" - http://tnesterenko.com

Любое письмо в адрес автора может быть опубликовано.

В избранное