Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям и педагогам о детях - советы от сайта Свеча - Всякая река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки


Добрый День!

Чтобы получить более полную информацию по этой теме, заходите на наш сайт s.na33.net, а теперь давайте немного пообщаемся...

 Пару дней назад я вернулась из Ростова-на-Дону. Поездка была успешной, Дон потряс меня красотой и великолепием!

Но пережила я и некоторый шок, столкнувшись с детским пьянством на улицах этого города. Отдыхая вместе со своими детьми на спортивной площадке на территории одной из ростовских школ, я стала свидетелем детской игры в пьянство: несколько ребят напились и хвастались перед другими мальчишками тем, что они пьяны. При этом все: и трезвые, и пьяные курили, хотя и тонкие, но сигареты, дрались и матерились. Наблюдая за этим, разговаривая с этими детьми, я словно оказалась в каком-то кошмаре: пьянство для ребенка было чем-то ценным, нужным, тем, чем можно ГОРДИТЬСЯ.

Я понимаю, что мы не ответственны за этих детей, у них есть их родители, которые подают им плохой пример, и все-таки не могу пройти мимо. Эти дети также ценны для меня, они в каком-то смысле - мои дети тоже. Поэтому предлагаю каждому ознакомиться с комментарием социолога Наталья Прокопишиной по поводу того, как зарождается детское пьянство и что могут сделать люди, которые понимают опасность этого зла для ребенка.


Пьянство глазами ребенка и социолога

 

«Всякая река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки»

 

В молодой семье родился малыш. Радостное событие. Предположим его назвали Димой. Родители полны нежности к нему и радостных ожиданий: «Наш малыш будет счастливым, и мы сделаем всё возможное для этого!» Кто не произносит это или хотя бы не мечтает об этом.

Вот малышу исполнился месяц, и вся семья собралась за столом. Как же не отметить событие!? Накрывается стол: много еды, много пива, хорошее вино, водка. Льются пожелания счастья, здоровья мамочке и сыночку. Родственники рассматривают Диму, ищут на кого похож рот, носик, губки, глазки. Всем весело. Дружная семья.

Ребенок подрастает, и вместе с ним дом наполняется радостными поводами для выпивки. Папа продал машину – надо отметить. Бабушка купила холодильник – надо отметить. Димочке исполнился годик – надо отметить. Так от застолья к застолью ребенок приобретает богатый жизненный опыт: «Гости – это хорошо, они дарят подарки, играет громкая музыка, дети прыгают, взрослые пьют водку, а я катаюсь на велосипеде. Взрослые чокаются, смеются, потом папа начинает ругаться, потом взрослые опять пьют, много говорят: «Наливай», «Эх, хороша водочка», «Пей до дна, пей до дна».

Пока Дима только наблюдает за мамой и папой. Пока он растёт, но усваивает быстро: «Всё, что делают взрослые – хорошо, а я ещё маленький…» Но вот маленький Дима подрастает, его сажают за стол, ставят рюмочку и наливают ему лимонад. Ребенок поднимает рюмочку и тянется к папе. За столом дружный смех и умиление: «Какой сообразительный! Он чокается!» Папа гладит по головке и говорит: «Молодец, сынок! Будет с кем папке пиво пить!» И жизнь продолжается…

Диме пять лет. Он уже пробовал из рюмки, что пьют взрослые. Он немного пробовал. Он просто допил, что осталось в рюмке, когда родители спали. Ему не понравилось: «Очень горько и кисло», но он ещё маленький. Он любит пока только лимонад и Спрайт. Дима любит гостей и все старается запомнить: «На Новый год приходит много гостей. Детям ставят отдельный стол, ставят рюмочки, наливают лимонад. Мы уже как взрослые чокаемся и говорим: «За здоровье Дед Мороза». Все смеются. Потом гости громко разговаривают, спорят. Папа сидит красный и плохо ругается на маму. Мама плачет. Она хорошая. Она не пьет водку, но папа говорит, что не пьют только больные и дураки. Гости расходятся, много целуются. Они все почему-то шатаются. Потом папа кричит, что ему мало водки, ему скучно с нами, и он уходит из дома, чтобы «добавить». Мама плачет, а я жалею её и помогаю убирать грязную посуду».

На следующий день папа долго спит, потом ругается с мамой, потом они мирятся, и папа везет нас в Макдональдс. Он хороший, он катает нас на машине, покупает нам подарки, фрукты и лимонад. А вечером мы идем к бабушке. Она купила себе кондиционер, и папа вешает его на стенку. Потом бабушка кормит нас вкусненьким, а папе даёт водку. Она очень добрая. Бабушка старается выпить много водки, чтобы её сыну меньше досталось и он не болел. Водку всегда пьют, когда дома что-то случается, а по-другому – никак. Папа говорит, что не пьют водку по праздникам только жадные и глупые».

Вот так из года в год, Дима взрослеет: смотрит, слушает, пробует, учится, повторяет, проигрывает с друзьями жизнь своих родителей, чтобы, когда он вырастет, он мог поступать так же. Не трудно предугадать, какие ценности будут для него значимы, и что он будет в жизни повторять вновь и вновь, и над чем в жизни он будет смеяться, как смеётся его папа. Возможно, ребенок думал бы, что все взрослые так живут, а по-другому – нельзя, (глупо и смешно), если бы не одно но…

Рядом с Димой живёт другая семья. Не далеко. На соседней улице. Там живет его другая бабушка, мамина мама и дядя, сын бабушки. Дима любит к ним ходить. Там всё по-другому. Там ему хорошо, но папа говорит, что они глупые, потому что они верят в Бога и живут скромно и нешумно. Там недавно родилась Димина двоюродная сестричка Алёнка. Ей уже годик, и Дима её очень любит. Перед едой Алёнка смешно складывает ладошки, закрывает глазки и что-то шепчет. Дима знает, Аленка молится. Там все так делают, и Дима тоже. Алёнка смотрит на маму с папой и складывает ручки. Потом родители целуют Аленку, говорят ей : «Молодец», все улыбаются и кушают. Дима знает, здесь не бывает водки и здесь не чокаются. И Дима не чокается, даже лимонадом. У бабушки тоже бывают гости, они кушают, смеются и поют такие красивые песни, что Дима им подпевает и просит ещё и ещё… Вечером бабушка ему читает детскую Библию с картинками. Это уже не первая Библия. Дима их много прослушал. У него есть любимые герои: Самуил, Даниил и Давид. Он задает вопросы, пытается понять, почему одни люди так поступают, а другие – иначе. Почему одни водку называют злом, а другие – добром. Почему одни говорят, что Библию читать глупо, а для него там так много интересного. Он ещё не может понять, почему папа так сильно кричал при гостях, когда он Дима, сказал, что не папа, а Бог самый главный на свете. Но больше всего Дима любит слушать про Иисуса. Он просит бабушку ещё и ещё, хоть одну страничку, потому что его сердечку очень тепло, когда ему читают про Иисуса. Дима знает точно, что Иисус любит его, хотя Дима его и не видит. А ещё он знает, что Иисус хочет, чтобы у Димы было доброе сердечко. Дима старается, но у него не всегда получается. Потом Дима с бабушкой молятся, и Дима просит у Бога подарить папе доброе сердечко, чтобы он не обижал маму, чтобы в его доме не пили водку, не ругались. Он просит и плачет…»

Две семьи, два мира, две крайности. Ребенок живет между стаканами и молитвой. Он ещё маленький, его и там, и там любят. Ему трудно всё понять, но он уже знает, что когда тебе плохо – надо молиться, а не пить водку. Он не может ещё понять, почему взрослые такие разные, но он уже понимает, что люди - разные. Он знает, какие люди бывают после стакана и какие они после молитвы. Он видит два разных образа жизни. Пока он ещё не знает, на чьей он стороне. Два мира борются за его хрупкую душу: свет и тьма, зло и добро, мир удовольствий и мир самоограничений. Сумеет ли он устоять и отстоять себя среди сверстников, из таких же семей, как он сам? Хватит ли ему мужества не плыть по течению, не идти за толпой, а идти своим путем, всем смертям назло? Время покажет.

 

Комментарий социолога. Всё хорошее и плохое закладывается в человеке с детства в семье. Приобщение к тем или иным ценностям складывается главным образом из того, в чём ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нём. Вот почему влияние личности родителей очень велико. Приучение ребенка к ценностям взрослых происходит постепенно через освоение норм и образцов семейной, например, алкогольной субкультуры, через запечатление в памяти, хранение, сбор и передачу соответствующей информации. В дальнейшем у ребенка возникает желание повторения усвоенных образцов поведения и складывается личная установка на принятие алкоголя. Он размышляет также как и взрослые: «А как же иначе?», «Все так делают», «По-другому никак», «Не пьют только больные и жадные». Положительное отношение к пьянству закрепляется и самими родителями через похвалу, одобрение, приучение к чоканию и рюмочке, как необходимым атрибутам веселья. Атмосфера радости обставляется всеми необходимыми дополнениями: приходят веселые гости, накрывается праздничный стол, звучит громкая музыка, дарят подарки. Ребенку в такие моменты позволяют то, что в обычные дни запрещают: петь, прыгать, кататься на велосипеде. Всё вместе это запечатлевается в сознании ребенка как позитив, как руководство к действию, как одобрение и норма.

Многие родители ошибочно считают: «лучше пусть первую рюмку выпьет под контролем взрослых в семье, чем на улице с друзьями». То есть они полагают, что для того, чтобы ребенок не стал пьяницей, нужно обучить его в семье искусству «культурно, то есть в меру, пить». На деле же получается, что семья, которая обязана оградить ребенка от выпивки, приобщает его к питейным традициям. В этом большое заблуждение родителей и их недооценка того сильнейшего влияния, которое оказывают традиции семьи на будущие ценности и предпочтения ребенка. Вот почему в народе говорят: «На рябинке не растут апельсинки» и «Яблоко от яблони недалеко катится».

Живущий в алкогольной семье ребенок часто слышит и видит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Так в трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле: добрый или злой. Он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать горькую правду: «папа добрый, он возит нас Макдональдс, покупает нам игрушки и фрукты». Двойственное отношение к отцу порождает у ребенка переживания, которые могут вызвать стресс, нервное истощение, тик, энурез, немотивированную агрессию или, наоборот, апатию к жизни, замыкание в себе. Более того, в алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Всё это также вызывает в ребенке психотравматическое воздействие.

С таким солидным багажом ребенок вступает в переходный возраст. В это время происходит качественный сдвиг – дети активно воспроизводят и переносят усвоенные нормы в различные жизненные ситуации и превращаются в носителей алкогольной субкультуры. Так социологические исследования последних лет подтверждают, что в 12-14 лет число детей, пробовавших алкоголь, возрастает до 55% от общего числа подростков и трети из них состояние алкогольного опьянения понравилось. В России 60 000 детей официально признаны алкоголиками и к 15-16 годам постоянно пьют уже 80% российских подростков, у которых реклама здорового образа жизни вызывает громкий смех.

Возможно ли вырвать ребенка из этого порочного круга до того, как пьянство станет его образом жизни? Возможно, хотя для этого потребуется много сил и любви к ребенку. Если ребенок знает, что есть и другой образ жизни, есть и другие люди с другими ценностями, то в нём уже зародится зерно сомнения в том, что правильно ли поступают его родители. Но этот другой мир, возможно, другая семья должны быть значимы, важны, интересны для ребенка. Он должен желать подражать чему-то иному, чистому, жаждать общения с этим миром других ценностей. Они должны быть ему привлекательны. Это может быть, например, спортивная, музыкальная или же христианская семья с её любовью к ребенку, строгими правилами поведения и беседами о Боге.

Противостать семейной традиции сложно, особенно ребенку, но в том-то и секрет, что то, что трудно человеку – легко Богу, который в глазах ребенка обладает уникальными качествами личности: Бог всё знает о нём, Бог всё видит, Бог любит его всегда и хочет, чтобы ребенок жил честно и чисто. Ребенок, узнавший в детстве о Боге как о любящем друге, способен пронести эти особые взаимоотношения через всю жизнь. Эта тайная для других, но явная для ребенка связь с Богом будет удерживать его от многих дурных поступков. Совесть будет подсказывать ему, как поступать не следует, что Богу не понравиться, что не чисто в глазах любящего его Бога. Чтение с взрослыми Библии и заучивание отрывков, понятных ребенку помогут ему в трудных жизненных обстоятельствах. Молодая и цепкая память будет набатом напоминать ему слова из Библии: «Не злись на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности»,

«Счастлив человек, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей»,

«не будь лжесвидетелем на ближнего твоего…

не говори: «как он поступил со мной, так и я поступлю с ним»,

 «не радуйся, когда упадет враг твой»,

 «не будь среди упивающихся вином» и многие другие места.

Конечно в жизни ребенка, живущего в двойственном и противоречивом окружении будут взлеты и падения. Его будет тянуть то к стакану, то к молитве. Но если в его сердце будет жить знание и любовь к Богу, то о таких сказано: «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель."

Многие родители, любящие веселые компании, шумных друзей и выпивку, прочитав мои рассуждения, возможно, скажут: «Слишком сгустила краски, слишком преувеличила и раздула проблему». Как же я была бы рада, если бы последствия семейных попоек (а как иначе назвать пьянство в присутствии детей?) не были бы так тяжелы. Профессор Александр Бронштейн, академик РАЕН из клиники ЦЭЛТ подтверждает: «Если раньше дети начинали пить в 15-16 лет, то теперь в 8-10 лет. К 16 годам они уже не только алкоголики, но и настоящие инвалиды: у них атрофия коры головного мозга, деменция (слабоумие), разрушенные печень и поджелудочная железа. Они вроде живы, но уже мертвы. У них нет будущего. Их жизнь закончится к 25-30 годам. У начавших пить в детстве – другой истории быть не может». А потому, я обращаюсь к так называемым «культурно пьющим родителям»: Спешите грамотно любить своих детей!

Наталья Прокопишина
журналист, педагог
автор сайта «Спеши любить»
Новочеркасск (Россия)

 



Всего доброго! До новых встреч!
Антонина Фенева - редактор сетевого издания "Свеча"

P.S. Чтобы получить более полную информацию по этой теме, заходите на наш сайт s.na33.net

В избранное