При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.
Такие важные факторы при заболевании носа и горла, как нормализация прикуса и формирование правильной осанки, описаны в соответствующих разделах нашей книги.
При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех корой. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
Ведущий рассказывает: "Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех". Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит вьппе, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой нары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул "Король ветров" и усаживают на "трон" (стул).
Бульканье
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Стакан или бутылочка, наполненные на треть: водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики).
Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, но команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше всех, получает фант.
Дети 3 лет
Совушка-сова
Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего "день" дети-"совы" медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу "ночь" дети смотрят вперед и взмахивают руками-"крыльями". Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят "у...у...ффф". Повторяют 2 - 4 раза.
Шарик лопнул
Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Фанты из бумаги
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает "надуть шарик". Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот "ффф... ", медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук "шшш...", делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 - 5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не
возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребенка.
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через "болото" зерно. Необходимо от стула до стула ("болото"), шагая по листам бумаги, преодолеть "болото" и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через "болото" по "кочкам" (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по "кочкам" обратно.
Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с "кочек".
Стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
Дети старше 3 лет
Kтo самый громкий?
Тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Фанты-жетоны.
Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) "ммм", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук "ммм" надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением "ммм" надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук "ммм" правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.
4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 - 4 перышка.
Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. по сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.
При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. При разработке игр использовались: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; движения для формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти; дозированный бег - для улучшения функционирования диафрагмы. Последнее очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму.
Игры можно использовать уже спустя 2 - 3 недели после приступа. Следует обратить внимание на чрезмерное эмоциональное возбуждение ребенка во время игры. Оптимальными являются ежедневные игры с троекратным повторением в течение дня (1 - 2 месяца).
Дети 2 - 3 лет
Надуй шарик
Формирование дыхания, обучение более ритмичному и углубленному дыханию, правильному смыканию губ.
Выполнение упражнения см. "Шарик лопнул"
Самолетик-самолет
Формирование правильного дыхания (его глубины, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение понятий "налево", "направо", координация движений в пространстве.
Ведущий показывает, как играть в "самолет": разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает гo- лову вверх - вдох. Делает поворот в сторону, произнося "жжж", - выдох, стоит прямо, опустив руки,- пауза и т.д. Ребенок повторяет за ведущим 2 - 3 раза. Затем ведущий читает стишок, а ребенок делает движения самостоятельно по 2 - 4 раза в каждую сторону в ритме стиха.
Самолетик-самолет
(ребенок разводит руки
Отправляется в полет.
в стороны ладонями вверх)
Жу, жу, жу,
(делает поворот вправо
Жу, жу, жу,
и выдох "жжж")
Постою и отдохну.
(встает прямо, опустив руки, - пауза)
Я налево полечу,
(поднимает голову - вдох)
Жу, жу, жу,
(делает поворот влево
Жу, жу, жу,
и выдох "жжж")
Постою и отдохну.
(встает прямо и опускает руки - пауза)
Мышка и Мишка
Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный.
(выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, посмотреть на руки - вдох)
У мышки - очень маленький.
(присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох
с произнесением звука "шшш")
Мышка ходит
(надо ходить по залу)
в гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Стишок с движениями повторяется 4 -
6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.
Ведущий предлагает поиграть в "ветер". Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу,
(руки опущены, ноги слегка
Лечу, куда хочу:
расставлены, вдох через нос)
Хочу - налево посвищу,
(повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть)
Moгy подуть направо,
(голова прямо - вдох, голова направо - выдох, губы трубочкой)
Могу подуть вверх -
(голова прямо - вдох через нос, опустить голову,
в облака,
подбородком касаясь груди, - спокойный глубокий выдох через рот)
А пока - я тучи разгоню.
(круговые движения руками)
Дети 3 лет
Поезд с арбузами
Улучшение глубины и ритма дыхания, укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки, тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
3 - 4 мяча разной формы.
Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему - это "погрузка арбузов на поезд". Затем дети произносят "гу-гу-гу" - поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2 - 3 минуты останавливаются. Дети говорят "шшш" - поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку и чтобы при звуке "шшш" губы складывались в трубочку.
Куры
Укрепление мышечного "корсета" позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма), развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.
Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки
- "крылья" и опустив голову. Произносит "так, так, так", одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи - вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 - 5 раз.
Пчелка
Формирование правильного дыхания (глубины и ритма), укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, развитие внимания.
Ведущий предлагает поиграть в "пчелку". Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. Со слов ведущего ("Пчела сказала: "жу, жу, жу"") ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит "жжж"- на выдохе и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: "Полечу и пожужжу, детям меда принесу". Встает и, разведя руки в
стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4 - 5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.
Косари
Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и "косит", а ребенок со звуком "зу" переводит руки махом в сторону (влево - выдох, затем вперед, вправо - вдох):
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3 - 4 раза.
ОБРАЩЕНИЕ
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ
Уважаемые
подписчики!
Нам хотелось бы знать, какие
темы интересуют Вас. Обращение
к читателям рассылки "Физическое
развитие" дало хороший
отклик, надеемся и на Вашу
активность.
С уважением, Путник
Сегодня
в рассылке
1.
Игры, которые лечат. Болезни
дыхательной системы.
Новости
магазина
!!!
В продажу поступили книги Лены Даниловой -
"Кубики Зайцева
в семье" и "Большой
складовой словарь".
Рекомендуем всем, кто
занимается с детьми по кубикам
Зайцева!
1.
Обновлен раздел видеокассеты.
Снижены цены на видеокассеты с
обучающими программами для
детей производства студии
Шадхана.
2. Снижены цены на спорткомплексы.
Физическое развитие ребенка
стало ближе... и дешевле.
3. В продажу поступили новые игрушки
от Лены Даниловой - из ткани
обучающая игрушка для малышей
от 0 до 6 лет.
4. В продаже опять - пособие Н.А.Зайцева
- "Пишу
красиво". Хотите, чтобы у
Вашего ребенка был
каллиграфический почерк?
Покупайте
Новости
рассылок
В
следующем номере рассылки "Физическое
развитие детей" -
очередная глава из книги А.
Шварценеггера "Арнольд
детям от рождения до 10 лет"
АНОНС
В следующей
рассылке - продолжение книги
"Игры, которые лечат"
Обратная
связь
Всегда
будем рады выслушать Ваши
предложения, замечания и
вопросы. Пишите
нам, ответим всем.