Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать осторожного ребенка Выпуск № 152


 Личная безопасность ребенка – 014

Тема «Один дома»

V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).

Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации.

Например, ребенок ощущает запах дыма из подъезда и слышит голос: «Откройте дверь, я пожарный, срочная эвакуация». Ребенок должен посмотреть в глазок, прислушаться, спускаются ли другие люди, позвонить вам и принимать решение на месте. Если пожарных в форме видно несколько и слышен шум шагов многих спускающихся людей, то, возможно, пожар настоящий.

Если же пожарный один и никого больше не слышно, то возможен вариант имитации пожара при помощи дымовой шашки и одного украденного костюма пожарного.

Все эти ситуации вы должны обсудить с ребенком и определить план его действий в каждом конкретном случае.

Все это в ваших силах.

В дополнение к вышесказанному предлагаю прочитать следующий рассказ, герой которого, семиклассник, попал в очень неприятную ситуацию.

Спасибо монстрам. «Кто там?» для подростков.

Игорь никак не мог пройти второй уровень новой компьютерной игры, очень популярной в его классе. Семиклассники всегда были в курсе новинок, поэтому умение «проходить» игры в классе котировалось очень высоко.

Вообще-то он должен был прибраться в своей комнате и в коридоре, чего не делал уже 4 дня. Учебники, хоккейная клюшка, остатки пиццы, ворох одежды – брр… К тому же тренер временно отстранил Игоря от хоккейных тренировок за грубую игру в последнем матче и нанесение клюшкой травмы игроку команды соперников. Поэтому вместо Дворца Спорта он и находился после уроков дома.

Жуткий монстр издал истошный вопль, усиленный включенными на всю мощность колонками, и уже собрался бросить в главного героя игры гранату, но в этот момент затрезвонил дверной звонок.

Ловко увернувшись от неминуемого взрыва, космодесантник разрядил свой бластер в чудовище, но тот и не думал умирать. Тогда герой вспомнил о редко применяемом оружии – бейсбольной бите. Удар, еще удар – и враг рухнул. Игорь радостно направил десантника в следующую виртуальную комнату.

Звонок тем временем не унимался.

«Как это бесит!» - воскликнул Игорь и подбежал к двери. Отодвинута задвижка, открыт сложный итальянский замок, которым так гордится папа.

Уже открывая дверь, мальчик подумал: «А кто это может быть в полвторого дня?»

Страшный удар в лицо был ему ответом. Игорь просто отлетел внутрь квартиры и упал на спину. Кровь из рассеченной брови залила ему лицо.

«Лежать! Тихо!» - прошипел ему незнакомый высокий парень, показывая в правой руке складной нож. Игорь согласно закивал, но вдруг его уши заполыхали и в голову ударило: «Так он же за маминым подарком пришел!»

Дело в том, что вчера маме вручили дорогое колье в качестве приза за победу в викторине ювелирного магазина. Церемонию показывали на весь город. В ходе интервью назвали имя, фамилию мамы, а также радостно заявили, что ее сын учится в школе № 719 в 7 «Л» классе. «Л» - значит литературный. А Игорь-то еще радовался: известным стал! Вот она, известность-то как обернулась.

Парень в это время наклонился к Игорю, держа в левой руке моток веревки.

«Свяжет, - лихорадочно работали мысли Игоря, - свяжет и ограбит. Может, ногой ударить?». Ситуация казалась безвыходной, если бы не одно обстоятельство.

Из комнаты донесся раздирающий душу рев. Парень отпрянул от лежащего Игоря и повернулся в сторону комнаты, из которой доносились завывания добравшихся до оставленного без присмотра космодесантника кровожадных монстров. Этой секунды Игорю хватило, чтобы быстро отползти от страшного парня. Внезапно он нащупал спиной так вовремя не прибранную клюшку.

В голове появилось разъяренное лицо тренера: «Ты не на поле Куликовом, а на хоккейном матче!»

«Вот оно, поле Куликово», - мелькнуло в голове Игоря, и внезапно он почувствовал себя там, на знаменитом поле, в гуще битвы войск Дмитрия Донского и Мамая.

Пружинисто вскочив, он издал свой знаменитый крик, с которым десятки раз на хоккейном матче кидался в атаку: «А-а-а-а-а-а!!». С клюшкой наперевес он бросился на налетчика. Теперь перед ним был не злоумышленник, а монстр из игры.

«Ты чего…», - опешил парень. Удар, еще удар! Парень, теряя нож и веревку, кинулся обратно в дверь. Игорь захлопнул ее за выбежавшим преступником, закрыл все замки и запоры. Сердце учащенно билось в груди. Было и страшно, и радостно одновременно.

Он набрал папин телефон. Отец внимательно его выслушал, похвалил за смелость и сказал ждать его дома.

Через 20 минут отец и участковый милиционер осмотрели вещи, оставленные парнем, расспросили Игоря о случившемся и куда-то ушли. Вечером он узнал, что парня задержали. Злоумышленник видел телепередачу, выяснил, кто из семиклассников - Игорь, проследил за ним и наведался в гости.

Папа и мама долго говорили с Игорем о том, как можно было это нападение предотвратить.

1. Конечно, телевизионщики «подложили большую свинью», сообщив всем имя, фамилию победительницы, и невольно выступили в качестве наводчиков, назвав точное место учебы ее сына.

2. Самая большая ошибка Игоря – абсолютно бездумное открывание двери.

А) Он не спросил: «Кто там?»

Б) Он не посмотрел в глазок. Причем глазок в двери установлен просто замечательный, с круговым обзором, позволяющим хорошо рассмотреть любого пришедшего.

В) Кроме глазка, Игорь мог посмотреть на экран видеокамеры, вмонтированной в дверь. Поскольку экран активировался звонком, нужно было просто убрать висящий над экраном шарф и обнаружить незнакомого парня на площадке перед квартирой.

Вы скажете, это как-то по-детски: задавать дурацкий вопрос, смотреть в глазок.

Это только бабушки делают и дети малые. Что ж, спросите у Игоря, посмотрите на его здоровенный фингал, обсудите с ним легкое сотрясение мозга, из-за которого тренер так и не допустил его к тренировкам.

Выбирать, конечно, вам, но давать шанс злоумышленникам тоже, наверное, не хочется.

3. А вот поведение Игоря после падения кажется весьма разумным. Он не делал резких движений, чтобы не вынудить нападающего к опасным действиям. В итоге удалось выиграть несколько секунд на анализ ситуации и принятие решения. Конечно, сильно выручили монстры, которые своим воем отвлекли налетчика. Мальчику повезло, что в доме оказалась принесенная с тренировки клюшка.

Есть смысл скрытно хранить в коридоре и в каждой комнате различные предметы, которые можно использовать для самообороны: небольшие палки, гаечные ключи и т. п.

4. Получив в руки оружие, Игорь вел себя как зверь, защищающий свою пещеру, как воин, обороняющий свою страну. Конечно, могло так получиться, что клюшку у Игоря отняли бы, а самого бы сильно побили. Но рискнуть нужно было. Причем не просто «попытаться», а обрушиться всей яростью на того, кто проник в ваш дом. Игорь и обрушился. И победил.

5. После битвы он вел себя разумно: не стал преследовать сильного противника, надежно закрыл дверь и вызвал папу на помощь. Дальше все развивалось уже по сценарию, которого очень не хотел злоумышленник. В итоге все остались живы, драгоценности не пропали, а преступник получил по заслугам.

Папа и мама похвалили сына, отметив его достижения. Игорь в ответ заверил родителей, что открывать дверь будет очень осторожно и внимательно.

Второй уровень игры он так и не «прошел», но зато поднялся на новый уровень понимания важности знания правил личной безопасности.

(Рассказ взят из моей книги: Филимонов М.А. Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона [Текст]. – СПб.: Вектор, 2008. – 216, [8] с. – (Лучшая книга о ребенке). Филимонов Михаил – мой литературный псевдоним).

Одна из важных идей этого рассказа.
Есть смысл скрытно хранить в коридоре и в каждой комнате различные предметы, которые можно использовать для самообороны: небольшие палки, гаечные ключи и т. п.

P.S. Напоминаю. При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.

Методика (5 пунктов)
I. Защита. (Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка. (Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка. (Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение. (Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).

V. Упреждение. (Продумайте все возможные и невозможные ситуации). 




В избранное