Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать осторожного ребенка Выпуск 130


Выпуск 130

Как воспитать осторожного ребенка

30.11.13

Здравствуйте!
С Вами Рулев Михаил

и рассылка "Как воспитать осторожного ребенка".

 

 

"Чем больше опасность, тем больше безопасность!"
Эрих Мария Ремарк 
«Скажи мне, что ты меня любишь…»
 

Сегодня в рассылке:

1. Система семейной безопасности. Видео
2. Азбука безопасности. Материалы для родительского собрания. Автор: В. Лялько
3. Защитить себя. Обучение школьников самообороне. Автор: В. Лялько
4. Соберемся с мыслями, уважаемый читатель!

 

1. Система семейной безопасности. Видео

 На этом видео мы беседуем о детской безопасности

https://www.youtube.com/watch?v=EgBmJdr2RRI

 2. Азбука безопасности. Материалы для родительского собрания

Виктор Лялько ,
г.Таштагол Кемеровская обл.


http://ruk.1september.ru/article.php?ID=201000913

Журнал «Классное руководство и воспитание школьников», № 9, 2010 год
Страшные примеры, переполняющие сводки новостей, убедительно доказывают: количество случаев тяжких преступлений в отношении детей всё возрастает. Поэтому на итоговом родительском собрании необходимо обсудить правила, которые должен помнить каждый ребенок, особенно в преддверии летних каникул, когда дети много времени предоставлены сами себе.
Один дома
Если ребенок остался один дома, главный принцип безопасности очень прост: никому не верить и не открывать дверь. Никому – ни грязному бомжу, ни накрахмаленному чиновнику. Некоторые родители могут тут же возразить: “Живем долго, но ни на кого еще не нападали!”. Если это соответствует действительности, то им просто повезло, но чаще всего потерпевшие, а особенно дети, не склонны рассказывать о случившемся. Иногда они не могут это сформулировать просто в силу возраста.
Когда в одиночестве остается ребенок младшего возраста, он всегда должен быть на телефонной связи и знать наизусть номера: “01”, “02” и “03”. Общеизвестно, что дети начинают разбираться в десяти арабских цифрах раньше, чем в кириллице. Следовательно, необходимо рассказать ребенку, куда ему обратиться в случае опасности.
Нужно написать на бумаге три основных телефона: пожарной службы, милиции и скорой помощи. Для того чтобы младшекласснику было легче разобраться, куда именно надо звонить в случае пожара, рядом с телефоном “01” можно нарисовать горящую спичку, рядом с “02” – милицейскую фуражку или пистолет (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация), а с телефоном скорой помощи “03” – красный крест, но не шприц.
Кроме трех основных телефонов, школьник должен знать все телефоны родителей, телефоны соседей, друзей и родственников, чтобы в случае опасности он мог оперативно получить помощь. Важно выучить с ним, как его зовут (имя, фамилию), как зовут родителей (имя и отчество), а главное – где он живет (полный адрес). Такие знания ему пригодятся, если он окажется в беде: потерялся, дома случился пожар, кто-то ломится в дверь и т.д. Желательно, чтобы родители потренировали ребенка в игровом варианте – сами постучались в дверь (изменив голос), подожгли газету в мойке и т.п.
Дети (особенно маленькие) не всегда могут правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если они будут выполнять поручения под бдительным контролем со стороны родителей, всегда будут оставаться в поле их зрения.
Один в подъезде
Особенно часто дети становятся жертвами преступлений, выполняя безобидные домашние дела: выносили мусор, забирали почту, выпускали погулять кошку или собаку либо ходили за хлебом или молоком в ближайший магазин.
В этом есть отчасти и вина самих родителей, которые вовремя не объяснили ребенку, что, пока он находится у себя дома за дверью, он в относительной безопасности. Но стоит лишь открыть дверь, как граница между ним и потенциальным преступником исчезает. Ребенок тут же становится легкой добычей, потому что не готов к нападению извне, а следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации.
Важно определить, какие ошибки чаще всего допускают дети, считая, что подъезд является таким же родным и безопасным, как и квартира.
Они, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже если кто-то стоит на площадке, спокойно идут навстречу незнакомцам. Покидая квартиру, часто оставляют ее открытой – “мол, я быстро вернусь”. Беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то появился. Садятся в лифт с незнакомыми людьми. Дети всегда открывают дверь в подъезд с кодовым замком, даже если у них за спиной стоит незнакомый человек. И это далеко не полный перечень.
Прежде чем открыть дверь, ребенок должен обязательно посмотреть в глазок, чтобы убедиться, что на лестничной площадке нет посторонних людей. Даже если на площадке стоит сосед, лучше всего не выходить из квартиры. Желание совершить противоправные действия относительно ребенка у него могут возникнуть спонтанно или под влиянием алкоголя. Правда, в случае нападения незнакомца “подозрительный” сосед может и оказать помощь.
Лялько В.
Если ребенок, посмотрев в глазок, никого не увидел, то он может открыть дверь. Предположим, он вышел и стал спускаться с мусорным ведром или за почтой. Если родители дома, то им лучше выйти на лестничную клетку и наблюдать за действиями ребенка. Если родители услышали или увидели спускающихся людей, им стоит, не мешкая, присоединиться к ребенку.
Если ребенок подошел к подъезду с улицы, а за ним идет незнакомый человек, то ему надо притвориться, что он потерял ключ, и сразу уйти в людное место. Далее можно позвонить домой или подождать любую знакомую соседку, вместе с которой и зайти в подъезд.
Важно объяснить школьнику, как себя вести, если незнакомцы в подъезде появились неожиданно. Во-первых, нужно тут же повернуться к ним лицом. Во-вторых, ребенок должен быть готов к тому, что незнакомец может внезапно наброситься на него, следовательно, надо зажать в руке ключ таким образом, чтобы в любой момент использовать его как пику, то есть нанести сильный удар в глаз или кадык. Если нет ключа, то можно нанести удар в глаза согнутыми и напряженными пальцами. Даже если ребенок промахнется, у него появится шанс убежать, пока преступник будет 2–3 секунды в шоке.

Лялько В.

Может так случиться, что ребенок не успел вовремя повернуться и заметить опасность, в результате на него напали сзади. В этом случае он должен закричать: “Пожар!” или “Горим!”. Надо попытаться укусить нападающего за руку, которой тот будет душить за шею или закрывать рот ребенку. Если позволяет рост, то можно ударить затылком в нос преступника, а потом убегать.
Если у ребенка надеты ботинки с жестким носком или кроссовки с массивной подошвой, он может нанести удар носком стопы в голень, колено или пах напавшего взрослого. На более близком расстоянии (лицом к лицу) надо ударить коленом в пах, а потом снова убегать.
Даже мусорное ведро или свернутая газета могут стать оружием защиты от преступника. Ребенок должен знать, что он всегда может ударить нападающего ведром или газетой по лицу, и тогда снова появится шанс убежать. Но, даже убегая, ребенок должен кричать: “Пожар! Горим!”. Кто-то из жильцов обязательно откроет дверь, и нападавший вынужден будет ретироваться.
Самым частым местом для нападения на детей являются верхние и первые этажи домов. На верхних этажах (соседствующих с чердаком) часто собираются компании, распивающие спиртные напитки, и дети становятся их легкой добычей. Поэтому лучше, чтобы школьник не ждал лифт в таком соседстве, а спускался вниз по лестнице сам.
На первом этаже часто открыт вход в подвал. Там и около почтовых ящиков ребенок легко доступен для нападения. Забирая почту, он часто начинает рассматривать ее тут же, не отходя от почтового ящика, и в это время он не может контролировать ситуацию вокруг. Поэтому его важно заранее предупредить: забрав почту, он должен подняться домой и там ее рассматривать, даже если пришел его любимый журнал или обнаружилось письмо, которое он давно ждал.
Принципы самообороны
Самооборона ребенка в схватке с взрослым человеком – вопрос очень спорный и сложный для однозначного ответа. В каждом конкретном случае результат зависит от многих факторов. К сожалению, в младшем и среднем школьном возрасте оказать сопротивление взрослому преступнику помогут только везение и удача. Но даже маленький ребенок может позвать на помощь или попробовать убежать от подозрительного незнакомца.
Школьник или школьница средних классов при условии хорошего уровня владения техниками тех или иных единоборств тоже не всегда способны нейтрализовать взрослого мужчину голыми руками. Даже невысокий и худой взрослый всё равно будет физически и психически сильнее любого ребенка, причем многократно. Уравновесить шансы может только внезапность атаки по уязвимому месту или/и использование холодного или травматического оружия (и предметов обстановки) или/и помощь взрослых людей.

Лялько В.

Например, если преследователь избил школьницу и идет следом вверх по лестнице к ее квартире (где в тот момент никого нет) или к чердаку, то ей надо “запнуться” или просто прыгнуть вверх по ступенькам. Руками следует опереться на бетон или схватиться за перила для устойчивости. Глянув назад, резко и сильно лягнуть преследователя в пах или живот. “Увлекательное путешествие” – кубарем вниз по лестнице – гарантированно отправляет в инвалидное кресло любого насильника или грабителя. Даже если вдруг противник поймает ногу девочки, то всё равно улетит назад, с памятным сувениром в виде рваной кроссовки или истоптанной туфли.
Школьницам старших классов важно знать следующее правило. Если кто-то поймал девушку в подъезде и куда-то настойчиво тянет, надо не ломаться, а самой идти вперед. Как только старшеклассница и преступник поднялись на лестничную клетку, а сзади противника остались ступеньки, девушке нужно ойкнуть и присесть на корточки: завязать шнурок или поправить чулок. Захватить врага одной рукой за пятку, а другой рукой толкнуть его в пах (или плечом в бедро), если он стоит к школьнице лицом.

Лялько В.

Если девушка, наоборот, спускается вниз, то, возможно, противник будет стоять спиной к ней, тогда получит пяткой (или плечиком) по копчику, а другая рука снова придержит пятку, чтобы он катился вниз. Целыми и невредимыми встают после падения с лестницы только герои голливудских боевиков, а в реальной жизни тысячи человек сломали себе ногу или шею, оступившись только с одной ступеньки, не говоря уже о падении кувырком с лестничного пролета.
Разумеется, родителям или специалистам надо потренировать ребенка в применении “детского” оружия. Пусть у маленького человека будет мизерный, но свой шанс отбиться от насильника или убийцы. В общем, у родителей есть много работы по обеспечению безопасности своих любимых детей в российских каменных джунглях.

Лялько В.

Золотые правила выживания
Никогда не открывай дверь в квартиру незнакомым людям.
Никогда не открывай дверь из квартиры и не выходи в подъезд или на улицу, если там есть незнакомые люди.
При выносе мусора и проверке почтового ящика всегда закрывай дверь в квартиру и не задерживайся в подъезде.
В случае захвата не бойся – кусай противника за руки, уши и нос! Атакуй глаза и кадык взрослого противника ключом или свернутым в трубку журналом! Бей по лицу портфелем или мусорным ведром! Бей обутыми ногами в голени, колени и пах!
Убегай с криком: “Пожар!” или “Горим!”.
Рисунки автора
О пределах допустимой самообороны читайте в газете
“Спорт в школе” (№ 9/2010)
 

3. Защитить себя. Обучение школьников самообороне

http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=201000901

Журнал «Спорт в школе», № 9, 2010
Виктор ЛЯЛЬКО ,
инструктор по самообороне, г. Таштагол, Кемеровская обл.

Неготовность детей к самозащите в случаях попадания в экстремальные ситуации – одна из причин увеличения количества трагедий, которые в последние годы все чаще происходят в России. Автор данного материала уверен: ситуацию надо совместно – и срочно! – исправлять родителям, педагогам системы школьного и дополнительного образования. Данная методика была успешно апробирована автором в спортивной секции ДОСААФ и в СДЮСШОР по боксу г. Таштагол Кемеровской области в 1989–2001 гг. на занятиях групп самообороны для мальчиков и девочек.
Общеизвестно, что после распада СССР и трансформации общества из социалистического в капиталистическое количество преступлений на территории СНГ стало резко прогрессировать. Основные причины такого роста понятны: обнищание населения, рост наркомании, девальвация нравственных ценностей, пропаганда насилия в СМИ и др.
В итоге уже в 2001 г. Россия занимала второе место в мире после ЮАР по количеству совершенных убийств на 100 тысяч населения, а во все последующие годы уже не выходит из тройки лидеров, включающей также печально известную Колумбию.
Убийств в России теперь регистрируется:
  • в 20 раз больше, чем в Японии;
  • в 17 раз больше, чем в Германии;
  • в 14 раз больше, чем во Франции;
  • в 12 раз больше, чем в Швеции;
  • в 11 раз больше, чем в Великобритании;
  • в 3,5 раза больше, чем в США…
Такую трагичную ситуацию надо совместно – и срочно! – исправлять родителям, педагогам системы школьного и дополнительного образования.
Уязвимые места человеческого тела
Для успешной самообороны школьник должен точно знать расположение уязвимых точек на человеческом теле. Поражение данных точек ногами, руками и подручными предметами не требует большой физической силы и приводит к болевому шоку или потере сознания. И тогда школьник может спастись бегством и (или) обратиться за помощью.
В боевом разделе каратэ стиля сётокан насчитывается 40 дзинтай кюсё, или жизненно важных точек противника.
Армейский рукопашный бой по системе Г.Бурцева и др. базируется на атаке 21 уязвимого места врага.
Но для уроков самообороны в школе предлагается более оптимальная классификация уязвимых точек из системы А.Тараса «Боевая машина» (см. рис. 1).
Лялько В.
Рис. 1. Уязвимые точки человеческого тела
Голеностопный сустав (подъем стопы)
Поражается топчущим ударом ноги (в обуви) сверху либо футбольным ударом спереди или сбоку. Даже слабые удары вызывают острую боль. Более сильное воздействие разрушает малые кости стопы, вызывает трещину или перелом нижнего конца берцовой кости, малой или большой – в зависимости от стороны, с которой наносится удар. Сильный удар ногой сзади на уровне подъема стопы разрывает ахиллово сухожилие, если атакуемая нога преступника является опорной.
Кость голени
Малая и большая берцовые кости почти не прикрыты мышцами спереди, поэтому боль от удара пронзает все тело, как электрический разряд. Атаковать голень следует носком, каблуком, внутренним или внешним ребром подошвы обуви. Даже относительно слабые удары по голени вызывают острую боль и огромный кровоподтек. Сильное воздействие влечет болевой шок вплоть до потери сознания, трещину или перелом кости. Сильный удар сзади по ноге, нагруженной в этот момент весом тела, может вызвать временный паралич икроножной мышцы.
Коленный сустав
Колено – самая лучшая мишень для атаки ногами в нижнем уровне. По нему удобно бить со всех сторон и любой частью стопы в обуви. Даже слабые удары по колену вызывают острую боль. Более сильное воздействие ведет к разрыву коленных связок, раздроблению хрящей, вывиху либо перелому костей, образующих суставное сочленение. Удар средней силы сзади в подколенный сгиб тоже сопровождается острой болью и частичным разрушением сустава.
Исходная позиция
Исходная позиция для самообороны не должна напоминать стойки каратэ, тхэквондо, ушу, бокса или самбо. Устойчивое положение ног и удобное положение рук школьника приносятся в жертву неожиданной для преступника самообороне. Не следует забывать, что преступник чаще всего старше, физически сильнее, опытнее в единоборствах или даже вооружен.
Наиболее оптимальной является следующая позиция: ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях (см. рис. 2). Одна нога расположена немного сзади, школьник стоит боком к преступнику. Руки перед самообороной должны быть в постоянном движении. Например, девочка может якобы снимать серьги, чтобы «откупиться» от насильника, а мальчик может «искать» по верхним карманам мобильный телефон или деньги для грабителя. Такие движения рук будут отвлекать взгляд преступника и, кроме того, замаскируют удар ногой и как дополнение – атаку рукой, если будет необходимо.
Лялько В.
Рис. 2. Исходная позиция для самообороны
Ударные поверхности ног
В каратэ стиля сётокан используется 7 ударных поверхностей ног. Лучшими для школьника с точки зрения травмобезопасности на уроках и эффективной самообороны являются те, которые можно использовать на тренировках и при уличной самообороне.
  1. Сокуто, или внешнее ребро стопы. При использовании в ударе пальцы стопы сжаты и оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется край подошвы обуви (см. рис. 3).
  2. Коси, или основание пальцев стопы. При использовании в ударе пальцы стопы сжаты и также оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется передний край подошвы или жесткий носок обуви (см. рис. 4).
  3. Какато, или пятка стопы. При использовании в ударе пальцы и сама стопа оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется каблук.

Лялько В.
Рис. 3. Сокуто

Лялько В.
Рис. 4. Коси

Удары ногами
В отличие от высоких ударов всех стилей спортивного каратэ, боевой раздел стиля сётокан предусматривает нанесение ударов ногами только на нижнем уровне. Преимущества таких ударов следующие:
  • короткая траектория и быстрота;
  • внезапность;
  • невозможность блокировки или захвата руками.
Последним двум факторам весьма способствует то, что такие удары почти всегда проходят вне поля зрения преступника. В традициях каратэ при нанесении ударов руками и ногами производится резкий выдох с криком. Считается, что такое действие усиливает удар, служит средством мобилизации и запугивания противника.
Наиболее надежным из всех ударов по подъему стопы является штампующий удар ногой вбок, или йоко-фуми-коми (см. рис. 5).
Лялько В.
Рис. 5. Удар йоко-фуми-коми
При самообороне школьник должен оценить расстояние. Резко оттолкнувшись стопой от пола, надо согнуть в колене ногу, поднимая ее вверх до уровня колена опорной ноги, затем резко разогнуть ее, метясь пяткой (каблуком) в подъем стопы преступника, а перед контактом оттянуть носок стопы на себя и загнуть пальцы вверх. Для усиления удара можно перенести вес тела на атакующую ногу.
Штампующий удар ногой вбок по колену или голени преступника отличается от предыдущего только тем, что ударная нога сгибается в колене и поднимается не прямо вверх перед собой, а в сторону, противоположную удару, – для замаха, увеличивающего силу удара (см. рис. 6).
Лялько В.
Рис. 6. Штампующий удар
Уширо-фуми-коми, или штампующий удар назад, может наноситься по подъему стопы, голени или колену преступника. Резко оттолкнувшись стопой от пола, надо согнуть в колене ногу, поднимая вверх до уровня колена опорной ноги, затем повернуть голову в сторону атакующей ноги, контролируя точность удара в цель (см. рис. 7). Небольшой наклон корпуса вперед улучшает равновесие и увеличивает силу удара. Не следует забывать, что опять необходимо перед контактом потянуть носок стопы на себя и загнуть пальцы вверх. Такой метод предохраняет атакующую ногу от травмы и увеличивает жесткость и силу удара.
Лялько В.
Рис. 7. Уширо-фуми-коми
Менее сильные, но более резкие удары по сравнению со штампами по голени и колену преступника школьник может производить простым маховым движением ноги вперед, вбок и назад. При этом надо максимально резко отталкиваться стопой от пола (см. рис. 8).
В этих вариантах удара ногами при уличной самообороне ударной поверхностью служит не пятка (каблук), а подушечка и внешняя часть стопы (соответственно носок и край подошвы обуви).
Лялько В.
Рис. 8. Маховые удары ногами
Урок самообороны
Вначале учитель сообщает краткую информацию школьникам об исходной позиции, уязвимых точках и ударных поверхностях. Затем выполняется стандартная разминка.
Основную часть занятия учитель начинает с того, что распределяет учащихся по парам. Важно суметь расставить их так, чтобы в каждой паре с девочкой оказался мальчик, имеющий небольшой опыт занятий любым единоборством. Затем детям предлагаются следующие задания:
  1. Медленная имитация штампующих ударов вбок по подъему стопы противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.
  2. Быстрая имитация штампующих ударов вбок с легким контактом по подъему стопы противника. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  3. Медленная имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  4. Быстрая имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  5. Медленная имитация штампующих ударов ногой вбок по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  6. Расставить школьников в парах на полметра дальше друг от друга. Дети выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой вбок по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  7. Медленная имитация штампующих ударов ногой назад по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  8. Учащиеся встают на расстоянии 50 см друг от друга и выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой назад по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  9. Быстрая имитация маховых ударов вперед (10 раз), вбок (10 раз) и назад (10 раз) по голени или колену противника с легким контактом левыми (правыми) основаниями стопы и пятками. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.
В заключительной части занятия дети выполняют силовые упражнения – приседания на одной ноге или на двух ногах у шведской стенки. Способ и количество приседаний определяются учителем индивидуально в зависимости от уровня физической подготовленности школьников.
Перед окончанием урока учитель напоминает детям об уязвимых точках.
Рекомендуемая литература
  1. Тарас А. Боевая машина: Руководство по самозащите. – Минск: Харвест, 1997. – 592 с.
  2. Лялько В. Трактат о женской самообороне: практич. пособие. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 432 с.
  3. Бурцев Г., Малашенков Г., Смирнов В., Сямиуллин З. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат, 1992. – 206 с.
  4. Нишияма Х., Браун Р. Каратэ, или Искусство борьбы «пустой рукой». – Харьков: Рубикон, 1994. – 240 с.
Рисунки В.Жигарева, А.Воробьева, С.Лялько
Виктор ЛЯЛЬКО ,
инструктор по самообороне, г. Таштагол, Кемеровская обл.

 

4. Соберемся с мыслями, уважаемый читатель!

Данное сообщение адресуется родителям, интересующимся темой «Личная безопасность ребенка»

Пожалуйста, заполните анкету, вышлите ее на адрес filimon11@yandex.ru и получите мини-тренинг в подарок! Подробности далее.

Впереди новый учебный год, новые прекрасные возможности для развития ребенка и новые сложности, бОльшая свобода для ребенка  и бОльшая ответственность.

С целью улучшения качества и наполняемости сообщений темы «Личная безопасность ребенка» и рассылок прошу помочь выделить те вопросы, которые для Вас сейчас наиболее актуальны.

Опрос анонимный. Можно и представиться. В любом случае данные материалы будут использованы только мной.

Анкета
для родителей, интересующихся темой «Личная безопасность ребенка»

1. Немного о себе: возраст, хобби, увлечения, чем занимаетесь в жизни, как отдыхаете?  Почему Вас заинтересовала эта тема?
2. Что Вы хотите улучшить? Какая самая волнующая цель или проблема есть у Вас прямо сейчас?
3. Какого результата Вы бы хотели добиться? Опишите подробнее идеальный сценарий развития событий.
4. Как Вы пробовали улучшить ситуацию до этого? Что Вам помогло и что нет?
5. Что мотивирует Вас действовать или, наоборот, что убивает всю мотивацию?

Все приславшие анкету получат в качестве подарка Мини-тренинг
«Правила безопасного поведения ребенка в случае встречи с собакой».

Эти материалы позволят Вам проверить уровень знаний Вашего ребенка в данной теме и помочь ему отработать базовые навыки безопасного поведения в ситуации встречи с собакой.

Разработка включает в себя:
1. Лист с информацией для ребенка
2. Статью по методике преподавания ребенку данной темы.
3. Дополнительные материалы о том, как вести себя взрослому в случае встречи с агрессивной (ными) собакой (собаками).

 

 

Обучая детей основам личной безопасности, Вы защищаете их!

С уважением, Михаил Рулев, filimon11@yandex.ru,
автор курса "Личная безопасность ребенка»
(стаж преподавания курса детям 7-11 лет - 9 лет),
кандидат педагогических наук.
Тел.: +7-912-24-18151 (Екатеринбург)
ICQ:
479-823-986
Сайт проекта: http://filimon11.ru
На этом сайте - ВСЕ мои статьи

Copyright 2007 by Рулев Михаил. Все права защищены.

 


В избранное