Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С чего начать развитие речи

  Все выпуски  

Перед тем, как выложить новый конспект логопедического занятия, хочу сказать, что успех в работе мамочки по развитию речи ее ребенка, да и вообще развития кроется не только в качественных занятиях. Главное это регулярность проведения занятий и игр, обязательный сценарий, и конечно же время, не больше часа. Всего один час в день и результаты поражают уже через месяц игр. Начинаешь вспоминать, а что мы умели месяц назад и кажется, что ничего!


Здравствуйте, дорогие мамули!

Перед тем, как выложить новый конспект логопедического занятия, хочу сказать, что успех в работе мамочки по развитию речи ее ребенка, да и вообще развития кроется не только в качественных занятиях. Главное это регулярность проведения занятий и игр, обязательный сценарий, и конечно же время, не больше часа. Всего один час в день и результаты поражают уже через месяц игр. Начинаешь вспоминать, а что мы умели месяц назад и кажется, что ничего!
Так же вместе с мелкой моторикой, памятью, логикой очень хорошо развивается усидчивость. По моим наблюдениям за своим сыном могу сказать, что усидчивость во время занятий зависит от двух вещей:

  1. Четкий сценарий игры. Желательно похожий на все остальные игры(по началу)
  2. Умеренная настойчивость и требовательность мамы по отношению к малышу и направленная на обязательное выполнение заданий правильно. Очень важно добиваться правильного выполнения заданий в игре. Если плохо получается, то уменьшить количество игр, выбрать те, которые проще, но обязательно делать все правильно. Это невольно дисциплинирует, ребенок привыкает к тому, что ему «не отвертеться», ну и усидчивость потихонечку развивается. Главное не переусердствовать. У меня бывают случаи, когда ребенок устает и начинает делать вид, что засыпает на половине игры, тогда я обязательно стараюсь с ним завершить то, что мы делали сейчас и заканчиваю игру. К этому малыш тоже привык, поэтому мысли закапризничать у него не возникает.

Как известно, в свет вышли три конспекта, этот четвертый, и конечно же последовала реакция наших мамуль и читателей рассылки, слава богу, что положительная))))
Главный вопрос, который возникает, где брать все эти развивающие игрушки и игры, о которых я пишу.
Вы можете перебрать все свои игрушки, я уверена, что 50 % Вы закроете, еще процентов 10 можно сделать самим, я уже попросила нашего папу накидать чертежи некоторых игр, скоро выложу их на блоге и дам в рассылке.
Остальные 40% игр придется, купить, с другой стороны, куда без этого. Мы все равно покупаем разные игрушки своим деткам, так почему бы не подкорректировать их наименование. Лично я сделала в свое время ошибку, я начала своему мальчику покупать разные машинки, сначала простые, потом сложнее, потом вообще дело дошло до радиоуправляемых, потому, что особого интереса я у сына к ним не наблюдала и думала, что простые игрушки его не интересуют, а теперь весь этот автопарк лежит в коробке поломанный. Одновременно с этим неописуемый восторг вызывают игрушки, которые мы начали приобретать специально для занятий. Мы смотрим, какие игрушки использует наш логопед, а потом в Интернете, или в магазинах подыскиваем похожие.

Теперь Вы сможете заказать себе развивающие игрушки для занятий по моим конспектам на страницах Интернет магазинов, каждая картинка в письме приведет Вас в магазин (это если есть желание) опять же многое можно сделать самостоятельно, или подобрать аналогичное.

Ну что же. Давайте перейдем к конспекту занятия, которое прошло вчера.
Это занятий было наполнено играми и упражнениями на развитие артикуляции, попросту логопед массировала Сашин рот вдоль и поперек, а как, сейчас узнаете)))

Как обычно поздоровались, взяли ручку потрясли «Здравствуй, здравствуй»
Потом наклоняем голову ребенка к себе «Здравствуй, Привет»
(эти движения делаем плавно, а слова говорим протяжненько, можно на распев)
Так повторяем три четыре раза.
Могу сказать, что мой Сын уже знает, что будет здороваться, поэтому уже сам подает руку и подставляет голову для качаний.

Следующая игра – это две пирамидки. Одна с колесиками, другая с квадратами, одетыми на шест. Соответственно у одной пирамидки шест имеет круглое сечение, а у второй квадратное. Кольца и квадраты снимаются с шестов достаточно туго, поэтому ребенку придется прилагать разумные усилия обеими руками.
Итак. Даем пирамидки ребенку. Снимаем кольцо за кольцом и обязателно, каждый раз повторяем «Молодееец», когда малыш снимает колечко, трясем его ручки и хлопаем его ладошками (мой сын уже сам с удовольствием сам себе аплодирует и гогочет, а это значит, что есть понимание того, что эта реакция на успешно выполненное действие и эта же реакция само по себе большое удовольствие)

Потом собираем пирамидки, сначала с кольцами, потом с квадратами. Разбирая и собирая такие пирамидки ребенок руками щупает и изучает свойства тех или иных форм, в данном случае кругов и квадратов, так же начинает понимать, что круглое не надеть на квадратное и наоборот, (конечно русские «Кулибины» могут все, но мы сейчас говорим о том, чтобы научить ребенка понимать формы)

Затем, собранные пирамидки начинаем вместе с ребенком катать. Сначала катаем круглую «Катится О_О_О», потом катим квадратную «НЕ КАТИТСЯ, НЕТ» и качаем головой.
Вот еще наглядная демонстрация ребенку того, какие свойства есть у простых форм.

Следующее занятие направлено на привязку звуков к конкретным физическим ощущениям:
Достаем и выкладываем маленькую игрушку – мишку(можно большую)

«ыыыыыыыыыы», щекочем бока малышу, «ыыыыыыыыы», трясем руку,
Выкладываем игрушку в виде малчика «ааааааа», пальчкой водим по губкам сверху вниз, «бррррррр, брррррр», «ааааааа» оттягиваем нижнюю челюсть вниз»
Достаем машинку «бибибиби», водим палочкой по губам «ааааааааа»
Руками прихватываем верхнюю и нижнюю губы и прижимаем их друг к другу, а потом отводим «би би би би» (на распев и протяжно)
Достаем змею «шшшшшшшшшшшш»
Немного нажимаем на грудь, чтобы получился выдох и выдыхаем сами, несколко раз.
Достаем корову «муууу»
Сжимаем губы ребенка вместе, потом оттягиваем нижнюю челюсть вниз «ммммм» «ааааа»

«мммммм» «ааааааа» «мммммм» «аааааааа»
это нужно лдля того, что бы ребенок произнося звук аааа, сжал губы и получилось ммммм
(практически все звуки имеют основу аааааааа)

Массируем верхнюю губу пальцами снизу вверх «ляяяляяяяляяя», корова «мууууу» ральцами поджимаем уголки рта и водим их вверх вниз.

Вот так активненько потренировали мышцы рта, очень полезное дело, главное, если не переусердствовать – детям нравится))))

Достаем собаку «ававав» на распев
Выдуваем воздух и деманстрируем это ребенку.
Достаем лошадь «игого игого» на распев
Достаем ежика «фффффф»
Несколко раз.

Следующая игра с музыкальной книжкой,
Нажимаем указательным пальчиком на собачку «ав ав ав» повторяем «ав ав ав»и щекочем ребенка,
Пчелы «ззззззззз» опять щекочем ребенка под мышками и бочка,
Птенцы «пи пи пи пи», шекочемся))))
Кошка «мяууу»
Дятел «тук тук»
Волк «АУУУУУУУУУУУУУУ» Протяжно волк воет в лесу, мнем пальчики,
Ворона «кар кар кар» мнем пальчики
Стрижи «ффффффф» мнем пальчики
Вода «Буль Буль» дергаем пальчики
Гремучая змея «Тщщщщщщ»
Лягушка «ва ва ва ва» кончики рта вверх вниз, вверх, вниз на распев.
Гуси «га га га га» опускаем челюсть вниз
Корова «муууу» губы ставим в трубочку и оттягиваем с прижиманием друг к другу.
Барашек «беее бее» водим палочкой по губам,
Ослик «и-а и-а» сначала и – концы рта вверх)
Потом ааа – челюсть вниз.
Лошадь «иииигогогого»щекочем бочки,
Синья «Хрю хрю» щекочем бочек.
Лошадю «иииигого»
Лошадь «игогого»
Пчелы «зззззз» щекочем,
Кошка «мяууу»
Петушок «ко ко ко» щекочем
Корова «муууу мууу»
Тигр «ыыыыыыыы» щекочем

Хорошо потренировались, теперь можно мышление с логикой поразвивать)


Выставляем три разноцветные тарелочки, синюю, красную. Зеленую.
Достаем разноцветные бруски в коробке. Они тоже красные, зеленые. Синие.
(эти брусочки продаются в развивающих магазинах) можно сделать самим их из дощечек.
Кладем по брусочку на тарелочки в соответствии с цветами.
Даем ребенку брусочек и просим положить его в тарелочку с подходящим цветом, если красный брусок, то в красную тарелочку и т.д.
Если малыш с трудом понимает, что нужно делать, то берем его руку рукой. Захватываем брусок и ведем руку к тарелочке, если ребенок смотрит вообще не в ту сторону, то второй рукой поворачиваем голову ребенка в сторону тарелки.
Таким образом, раскладываем бруски по тарелкам.
После успешной раскладки убираем бруски.
Главная особенность этого занятия в том, что брусков много, поэтому при методичном повторении движений ребенок быстрее получает навык по сортировке и лучше понимает где какой цвет. Так мой сын по началу путался с тарелками, а к концу занятия бойко раскладывал бруски строго в соответствии с цветами.

Теперь поиграем в мозаику из животных. Это такая фанерная площадка, достаточно большая с бортиками. В ней все пространство уложено фанерными квадратиками, на каждом из которых изображено по половинке того, или иного животного. Сразу видно, что игра эта с далекой перспективой. Мы же, как начинающие начнем с простого, итак:
Берем два квадратика с собакой. Даем ребенку, говорим «Собирай, собирай»
У ребенка может не получиться. Поэтому первые разы делаем вместе. Собрали собаку(простым совмещением картинок) «ав ав ав ав»
Затем лягушка «ква ква ква»
Курочка, «ко ко ко»
Утка «кря кря»
Затем по очереди убираем картинки на место и при этом опять повторяем звуки.

Затем достали гусли и долго водили пальчиками по струнам.

На этом игры закончены. Однако стало хорошей традицией получать рекомендации от Логопеда на предстоящую неделю самостоятельных игр. Мы получили их и в этот раз:

При разучивании новых слов обязательно условно разбивать слова на существительные. Действия и размеры,
Например мы показываем стол, стул, машину, но не нагружаем ребенка их свойствами и действиями.
Если мы учим слова связанные с действиями, то акцентируем на действии отдельно
Бежит, сидит ит.д.
То же само и с размерами: большой, маленький, высокий низкий, круглый квадратный и т.д.

Важно переходить с третьего лица на второе и со второго на первое.
Если сейчас при общении чаще употребляется «Саша кушает» Саша спит» и т. д., то необходимо увеличивать «Я кушаю», «я сплю», «я думаю» и показывать на ребенка, тем самым привязывать эту форму конкретно к ребенку . это делает именно он.

Обязательно проверять понимание :
Ребенок говорит слова, называет предметы. Обязательно интересуйтесь «Где огурцы»
«где собака» и т.д.

Ну вот и все на сегодня, думаю неделю можно играть и тренировать мелкую моторику и речь.
Если у Вас есть вопросы по этому конспекту, а так же остальным моим конспектам, спрашивайте, пишите на vmelikyan@mail.ru Задавайте вопросы в комментариях на блоге. Всем обязательно отвечу.

Если Вы считаете, что эта информация может оказаться полезной и нужной Вашим родственникам, друзьям, или просто знакомым и коллегам по работе, перешлите им это письмо.

Ольга Меликян Пальчиковые Игры, Как Играть С Пользой Для Развития Речи


В избранное